02.01.2015
БУДДИЗМ И БУДДИЙСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Религиозный фактор в настоящее время является одним из важнейших факторов современности не только в Китае, но и во всем мире. События последнего десятилетия свидетельствуют о том, что религиозные проблемы выдвигаются в качестве наиболее актуальных проблем XXI века. В настоящее время в Китае происходят изменения в религиозной и монастырской жизни, что требует тщательного исследования данной области. Именно сейчас, когда в востоковедении наметилась тенденция к переосмыслению целого ряда исторических явлений, в научном плане появилась необходимость выработки объективных критериев для оценки места и роли религии в обществе.


Исторические перемены в Китае в начале XX века повлекли за собой глубокую трансформацию традиционных китайских религий. Буддизм и конфуцианство пережили процесс обновления и организационной перестройки. Перемены в религиозной жизни китайцев на рубеже XIX - XX вв. были откликом на потребности модернизации китайского общества, оказали влияние на формирование национального сознания китайцев и отражали главным образом идеологические и политические интересы китайской буржуазии.


Последовательная научная разработка различных проблем китайского буддизма началась в западной историографии в 60-е гг. Самым заметным явлением этого периода представляется трилогия Х. Вэлча «Практика китайского буддизма», «Буддийское возрождение в Китае», «Буддизм под властью Мао» [1,с.8]. В ней собран и систематизирован важный материал по истории буддизма нашего столетия. Этот труд является для исследователя своеобразной энциклопедией китайского буддизма XX века.


В конце 80-х гг., вновь проявился интерес к современной истории буддизма в Китае, среди европейских китаеведов. Наиболее детальное исследование монография А. Хантера «Буддизм под властью Дэна» [1, с. 8]. В этом труде анализируются проблемы возрождения монастырской жизни, особенности деятельности буддистов мирян, а также активизация Китайской Буддийской Ассоциации.


Из трех мировых религий, буддизм - древнейшая и, пожалуй, самая либеральная. Для миллионов людей в Азии и в остальных частях света, буддизм оказывает непосредственное влияние на образ жизни [2, с. 7]. Распространение буддизма в Китае повлекло за собой глубокую и всестороннюю переоценку понятия духовного просветления [3, с. 204].


В I тысячелетии индийский буддизм, постепенно распространяясь в страны Дальнего Востока и Центральной Азии, испытывал там серьезное воздействие автохтонной культурно-исторической среды и местных культов; дал начало различным региональным формам этой религии (китайской, корейской, японской, тибетской). Проникая в Китай, буддизм преодолевал многочисленные препятствия и на протяжении I-IV вв. адаптировался в принципиально иных условиях. К моменту объединения Китая под властью династии Суй буддизм проник в повседневную жизнь всех слоев общества. Государство же стремилось поставить себе на службу буддийскую религию. Со второй половины VII в. часть монастырей была взята на казенное содержание, а их монахам вменялось в обязанность молиться о благоденствии царствующего дома. Правительство устанавливало правила и квоты приема в сангху. Монахи получили специальное удостоверение и приписывались к определенному монастырю [4, с. 250].


Несмотря на то, что конфуцианство и даосизм всегда имели в Китае больший авторитет, чем буддизм, последний оставался распространенной, привлекательной и доступной для широких слоев населения религией. Очевидные тенденции к постепенной унификации религиозной жизни буддийских общин не устраняли ее региональной специфики, обусловленной, в частности, слабостью экономических и культурных взаимосвязей отдельных районов.


Со времен императоров династии Мин (1368-1644), родоначальник которой Чжу Юаньчжан сам некоторое время был буддийским послушником, положение буддизма в стране стабилизировалось. Дальнейшее развитие буддийской религиозной системы в Китае связано с распространением монастырей, борьбой сангхи за завоевание новых светских приверженцев буддизма.


При том, что религиозная ситуация в стране всегда отличалась сложностью, социальная база буддизма в последние столетия оставалась довольно массовой. Так, известно, что в 1667 г. в столичном округе и провинции насчитывалось 110 293 буддийских монаха. По данным на начало 40-х годов XX в., при-веденным в работах Х. Уэлча, американского специалиста по буддизму и даосизму, монахов-буддистов было около 513 тыс., монахинь - 225 тыс., тогда как общее число приверженцев буддизма составляло почти 3,9 млн. человек. В начале XX в. раз-вернулось движение за «обновление» буддизма, возрождение его в первоначальной чистоте и одновременно за адаптацию его идеологии и практики, прежде всего социальной, к условиям современного мира [5, с. 265].


К рубежу XIX - XX вв. буддизм в Китае уже в течение целого тысячелетия находился в состоянии стагнации. Хотя идеалы и ценности буддийской религии глубоко проникли в сознание всех слоев китайского общества, буддийское монашество, составлявшее менее 1 % населения страны, полностью отстранилось (или, точнее, было отстранено властями) от политики и не играло сколько-нибудь заметной роли в общественной жизни китайцев.


С первых лет нынешнего столетия ветер перемен проник и в буддийский мир Китая. Первым шагом обновленческого движения стало создание школ нового образца для монахов. Эта мера была также ответом китайских буддистов на попытки властей превращать храмы в учебные заведения. Учреждая школы в стенах монастырей, буддисты надеялись предотвратить секуляризацию монастырской собственности.


В последние годы царствования династии Цинь происходит известное сближение буддистов с национально - освободительным движением в стране. Некоторые монахи были связаны с революционными организациями и даже принимали участие в Синьхайской революции. После Синьхайской революции несколько оживилась социальная деятельность сангхи: в стране возникли десятки буддийских ассоциаций, различные клубы и общества светских приверженцев религии Будды [6, с. 146-147]. Напомним в связи с этим одно из высказываний Н.И. Конрада: «История общественной мысли в Китае замечательна тем, что в ней нашли отражение две струи, идущие из двух национальных источников. Одним источником был китайский народ с его уже тогда многовековой культурой; другим источником была Индия с ее уже в то время блестящей и многосторонней цивилизацией. Китайская культура, китайская мысль оказались обогащенными элементами чужеземной культуры, чужеземной мысли, сумевшей и дополнить недостающее в самом Китае, и быть толчком новых явлений» [1, с. 13-14].


В последней четверти XX века активизировался рост буддийского монашества, и наблюдались изменения в строительстве буддийских монастырей [7, с. 68]. Процесс стремительного распространения буддизма наблюдается в последние годы в тайваньском обществе. Изучение этого феномена дает возможность сопоставить общность и различия религиозной ситуации на Тайване и в Китайской Народной Республике, всесторонне осмыслить положение материкового буддизма.


С 1912 г. в Китае стали возникать буддийские общества и ассоциации, но организация общенационального масштаба - Буддийская ассоциация Китая - была создана только в 1953 г. Буддизм удачно впитал в себя традиции национального китайского искусства. Это проявилось и в иконографии буддизма, и в архитектуре буддийских культовых строений [5, с. 266].


Для древнего и современного Китая характерен особый тип чувствования, переживания, причудливое представление о пространстве, где религия и философия являются священными, поэтому буддизм со своей системой, довольно близкой душе китайцев, занял важное место в культуре Китая. Наконец, в трудную минуту, в минуту душевной борьбы к кому же и куда обратиться, как не в свой буддийский монастырь, к тому или другому славному ламе, блистательному светильнику знания, человеку чистой, святой жизни? От него мирянин услышит слова успокоения, слова, которые в той или другой форме дойдут до его ума и сердца. Мирянин, унося из монастыря в свою степь, в свои горы, распространяет там все слышное и виденное; и там, в степях, в горных прериях, в домах, юртах и шалашах пересказываются легенды и сказания мудрецов [8, с. 527].


Учение Будды заставило китайцев взглянуть по-новому на знакомые принципы «внутреннего делания» и искать новые ответы на старые вопросы о смысле духовного прозрения. Буддизм сумел проникнуть в толщу китайской традиции потому, что принес не просто те или иные идеи и образы, а радикальный синтез духовной жизни, в котором отвлеченное понимание и всепоглощающая любовь сходились воедино [3, с. 222].


Итак, став органической частью китайской культуры, буддизм оказался в жесткой зависимости от местных историко-политических, социально-экономических и общекультурных реалий. Но правомерно говорить не об адаптации буддизма к культуре Китая, а о его китаизации и рассматривать данную традицию в качестве самостоятельного и самобытного феномена буддийского мира. В тоже время буддизм привнес в китайскую куль¬туру множество принципиально важных новаций. Это: появление в китайском обществе монашеской организации как особо¬го типа социального института, знакомство китайцев с идеями круга новых рождений и кармы как воздаяния за прижизненные поступки. Еще одна новая для культуры Китая принадлежность индо - буддийской культуры - наличие многочисленного и унифицированного божественного пантеона и развитой традиции культового зодчества и изобразительного искусства [9, с. 270].


В заключении следует сказать, что XX век оказался периодом коренных изменений для буддизма, поскольку его традиционные центры испытали политическое и экономическое воздействие. Активность его миссионерской деятельности, несомненно, возросла, и продвижение по пути научного знания позволило этому религиозному учению занять в наши дни значимую ступень в мире быстрых перемен [10, с. 295].


Список источников:


1. Горбунова, С.А. Буддийские объединения в истории Китая XX в. (10-90-е годы). - М., 1998.;
2. Буддизм: энциклопедия. - М.; СПб., 2008.;
3. Духовный опыт Китая / сост., пер. и коммент. В.В. Малявина. - М., 2006.;
4. Малявин, В.В. Китайская цивилизация. - М., 2001.;
5. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко. - М., 2006.;
6. Крюков, М.В., Этническая история китайцев в XIX - начале XX века / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. - М., 1993.;
7. Энциклопедия современной китайской культуры, под ред. Эдварда Л. Давис. - М., 2005;
8. Буддизм: иллюстрированная энциклопедия. - М., 2012.;
9. Кравцова, М.Е. История культуры Китая. - СПб., 2003.;
10. Энциклопедия современной китайской культуры / под ред. Эдварда Л. Давис. - М., 2005.;


С.А. Ан, Е.И.Варова
«Мир науки, культуры, образования» №4


Редакция портала China-INC.ru, г.
Общество / 1236 / Wang / Теги: буддизм, общество, религия / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости: