07.04.2022
ИСТОРИЯ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

6-7 апреля председатель КНР Си Цзиньпин нанесет визит в США, где впервые встретится с американским президентом Дональдом Трампом.


Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории американо-китайских отношений.


1940-1960-е гг.


По окончании гражданской войны в Китае, завершившейся победой коммунистов, США отказались признать образованную в 1949 г. Китайскую Народную Республику. Вашингтон продолжал оказывать поддержку властям Китайской Республики (КР), эвакуировавшимся на остров Тайвань, и признавал их единственным законным правительством Китая.


Такое положение сохранялось на протяжении 30 лет. Начиная с 1950 г. США постоянно голосовали против передачи места в ООН от Китайской Республики к КНР (в 1945-1971 гг. КР была членом ООН и занимала место в Совбезе ООН).


Росту напряженности в китайско-американских отношениях способствовала Корейская война (1950-1953), где китайцы сражались против американских войск. В ходе Вьетнамской войны (1954-1975) КНР поддерживала противников США - Северный Вьетнам, однако Народно-освободительная армия Китая в боевых действиях не участвовала.


Нормализация отношений в конце 1960-х гг.


Первые шаги по сближению двух государств были сделаны в 1969 г. 20 января президент США Ричард Никсон (1969-1974) в своей инаугурационной речи заявил о готовности развивать отношения со всеми странами. По личному указанию Мао Цзэдуна, искавшего пути нормализации американо-китайских отношений, эта речь была полностью опубликована в центральном печатном органе компартии "Жэньминь жибао".


Вскоре председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай (1949-1976) через пакистанского посредника сделал США предложение провести в Пекине переговоры на высоком уровне. Американо-китайское сближение происходило на фоне советско-китайского кризиса: отношения двух стран, которые ухудшались с конца 1950-х гг., к 1969 г. дошли до стадии вооруженных приграничных столкновений.


Первым практическим шагом на пути нормализации контактов между Вашингтоном и Пекином стало неожиданное приглашение в Китай американской сборной по настольному теннису, участвовавшей в чемпионате мира в Японии в марте-апреле 1971 г. В апреле 1971 г. американцы совершили недельную поездку по КНР, что стало первым визитом официальной американской делегации в эту страну. В следующем году китайские теннисисты нанесли ответный визит в США. В прессе эти поездки получили название "пинг-понговой дипломатии".


Визит Ричарда Никсона


Принципиальная договоренность о встрече на высшем уровне была достигнута на секретных переговорах между помощником президента США по национальной безопасности Генри Киссинджером и главой Госсовета КНР Чжоу Эньлаем в июле и ноябре 1971 г. в Пекине.


Несмотря на намечавшееся потепление отношений, в октябре 1971 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН США проголосовали против резолюции о передаче КНР прав представительства в ООН. Первый в истории визит президента США в Китай состоялся 21-28 февраля 1972 г., Никсон провел переговоры с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем. По итогам этих встреч было сделано совместное заявление (также известно как "Шанхайское коммюнике").


Китайская сторона в этом документе назвала вопрос о статусе Тайваня ключевой проблемой в отношениях двух стран. Со своей стороны, США заявили об отказе от употребления иных терминов, кроме "одного Китая" (власти КНР считают неприемлемым для описания тайваньской проблемы использование выражений "Китай и Тайвань" или "два Китая" и считают этот вопрос принципиальным).


Стороны договорились об установлении дипломатических связей на уровне специальных посланников, которые начали работу в мае 1973 г. (первым американским представителем стал высокопоставленный сотрудник спецслужб и бывший посол во Франции, ФРГ и Великобритании Дэвид Брюс; в 1974 г. на этом посту его сменил будущий президент США Джордж Буш - старший. Первый китайский посланник - бывший посол во Франции Хуан Чжэнь). Американское общественное мнение высоко оценило итоги визита Никсона: 73% американцев одобрили результаты поездки.


Установление дипотношений и дальнейшее расширение связей


16 декабря 1978 г. стороны издали совместное коммюнике об установлении дипломатических отношений. 1 января 1979 г. США официально признали КНР, после чего заместитель премьера Госсовета КНР Дэн Сяопин посетил Вашингтон, где встретился с президентом США Джимми Картером (январь 1979 г.). В ходе поездки обсуждались вопросы, связанные с развитием двусторонних отношений. В частности, было подписано несколько соглашений в сфере научно- технического сотрудничества.


На дальнейшее китайско-американское сближение повлиял ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.). Китай, как и США, расценил действие СССР как агрессию против независимого государства. В 1980 г. китайская сборная присоединилась к бойкоту Олимпийских игр в Москве.


17 августа 1982 г. правительства США и КНР выпустили очередное совместное коммюнике, в котором США брали на себя обязательство постепенно уменьшить продажи вооружения на Тайвань (в действительности снижения поставок не произошло, в конце 1970-х - начале 1980-х гг. Тайвань ежегодно закупал американского вооружения на сумму в $314 млн, а с середины 1980-х до конца 2000-х гг. - около $888 млн).


С 1979 г. двум странам удалось достичь существенного прогресса в торгово-экономической сфере. Так, если в 1978 г. товарооборот между КНР и США составил $1,1 млрд то в 1984 г. - уже $7 млрд (2016 г. - $519,6 млрд). Кроме того, Китай получил доступ к ряду американских военных технологий, закупил вертолеты S-70, противотанковые ракетные комплексы, торпеды и навигационное оборудование. Также Китаю был предоставлен доступ к некоторым американским разведывательным данным о советской военной инфраструктуре.


Тяньаньмэнь и Тайваньский кризис


После подавления выступлений на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 г. Вашингтон обвинил Пекин в нарушении прав человека и прекратил сотрудничество в военной сфере, а в американском общественном мнении представление об "открывающимся миру Китае" (результат "политики реформ и открытости" Дэн Сяопина) сменилось образjv "авторитарной страны".


Американо-китайские отношения обострились летом 1995 г., когда президент Китайской Республики Ли Дэнхуэй (1988-2000) решил посетить Корнелльский университет (штат Нью-Йорк), который он окончил в 1968 г. Правительство США, опасаясь негативной реакции КНР, отказало ему в визе, однако Сенат специальным решением обязал исполнительную власть впустить тайваньского руководителя в страну.


Эта поездка вызвала острую реакцию в КНР, войска которой провели ракетные стрельбы в непосредственной близости от берегов Тайваня. В ответ президент США Билл Клинтон (1993-2001) принял решение отправить в регион боевые корабли. Однако стороны смогли урегулировать конфликт дипломатическим путем, и американская авианосная группа не стала входить в Тайваньский пролив. Эти события в дальнейшем получили название "Тайваньский кризис".


Отношения в 2000-2010-х гг.


В этот период в отношениях между странами сохранился ряд как политических, так и экономических противоречий.


В 2000 г. во время президентской предвыборной кампании Буш-младший (2001-2009) назвал Китай "стратегическом конкурентом", подразумевая, что американской внешней политике необходимо перейти к сдерживанию Китая. Пришедшая в Белый дом в 2009 г. администрация президента Барака Обамы (2009-2017) предложила перенаправить большую часть экономических и военных ресурсов США в азиатские страны, что вызвало негативную реакцию Китая.


С другой стороны, опасения США и их союзников вызывало усиление военного потенциала КНР в Южно-Китайском море: здесь была расширена зона ответственности сил китайских ПВО, регулярно проводятся военно-морские учения, строятся различные оборонные объекты на искусственно созданных островах. США выступают с последовательной критикой активности Китая в Южно-Китайском море, мотивируя свои действия требованиями соблюдения международного морского права о свободе судоходства в нейтральных водах.


США также продолжили выражать обеспокоенность по вопросу о соблюдении прав человека в Китае. В 2010 г., после награждения осужденного в Китае диссидента Лю Сяобо Нобелевской премией мира, Обама заявил, что в КНР политические реформы отстают от экономических.


Кроме того, Вашингтон последовательно поддерживает лидера тибетских буддистов Далай-ламу XIV, который в 1959 г. был вынужден покинуть подконтрольный Китаю Тибет и в настоящее время проживает в Индии. В 2007 г. он был награжден высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса. Китай настаивает на том, что Далай-лама XIV "под прикрытием религии занимается сепаратистской деятельностью".


В США вызывает опасение увеличение двустороннего торгового дисбаланса: американский дефицит увеличился с $266 млрд в 1990 г. до $366 млрд в 2015 г. При этом в США растет доля высокотехнологичного импорта из Китая, что, по словам экспертов, усиливает зависимость американской экономики от китайских производителей. Вступление Китая в ВТО в декабре 2001 г. позволило этой стране дополнительно увеличить долю своих товаров на американском рынке (в 2015 г. на долю Китая приходилось 15,5% от общего товарооборота США).


Администрация Дональда Трампа


В ходе президентской кампании Дональд Трамп обвинял правительство Китая в искусственном занижении курса юаня, что, по его мнению, наносит серьезный ущерб американской экономике, потери которой он оценил в $400 млрд в год.


После избрания на пост президента Трамп вопреки устоявшемуся правилу не поддерживать контакты с политическими лидерами Тайваня принял поздравительный звонок от руководителя Тайваня Цай Инвэнь (2 декабря 2016 г.). Такое нарушение протокола предсказуемо вызвало волну возмущения в Пекине. Руководство КНР сочло факт разговора отказом США от принципа "одного Китая" (в ответ на критику президент США заявил, что не хочет "чтобы Китай диктовал мне… и с какой стати какая-либо другая нация может говорить мне, принимать звонок или нет").


Опасения в КНР вызвало также назначение Питера Наварро главой американского Национального торгового совета. До прихода в президентскую команду Наварро был известен как активный критик экономической политики Пекина (в 2011 г. он опубликовал книгу "Смерть от Китая: как Америка потеряла свою промышленную основу").


Через несколько месяцев после вступления в должность Трамп отказался от резкой критики Китая. 9 февраля 2017 г. состоялся его телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином, в котором Трамп согласился уважать политику "одного Китая". Другим свидетельством смягчения позиции Трампа, как отмечают эксперты, стало назначение послом в КНР губернатора штата Айова Терри Бранстеда, который лично знаком с Си Цзиньпином с 1985 г.



История / 850 / Writer / Теги: история, внешняя политика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: