21.12.2022
КИТАЙ И ИНДИЯ ДЕЛЯТ ГИМАЛАИ

Завтра в Дели член Госсовета КНР Ян Цзечи и советник Индии по национальной безопасности Аджит Джовал проведут важные переговоры. Ведь всего три с небольшим месяца назад едва не вспыхнули военные столкновения в Гималаях. Граница длиной 3488 км не признана обеими столицами, вместо нее действует линия фактического контроля. По мнению эксперта, факт встречи чиновников высокого уровня поможет разрядке, но уладить разногласия, унаследованные от колониального прошлого, не удастся.


Переговоры между двумя державами по границе ведутся давно. Встреча Ян–Джовал – 20-я по счету. Она приобретает особое значение из-за того, что лишь 28 августа удалось положить конец противостоянию между индийскими и китайскими пограничниками в высокогорном районе Дока-Ла.


Оно, как передало агентство PTI, длилось 73 дня. По словам индийских чиновников, в течение 19 раундов предыдущих переговоров удалось разработать механизм для того, чтобы наладить спокойствие вдоль границы и положить конец агрессивному поведению пограничных патрулей.


По индийской версии, «стояние» в Дока-Ла началось 16 июня из-за того, что китайская армия решила построить дорогу в районе, который считает своим союзное с Индией государство Бутан. Индийские солдаты воспрепятствовали строительству дороги. Она имеет стратегическое значение, так как если бы китайцы пошли в наступление, то могли бы легко перерезать узкий коридор, связывающий Индию с ее северо-восточными штатами (так называемую шею цыпленка).


Представитель МИД Китая Хуа Чуньин заявила, что нужно извлечь уроки из этого инцидента, чтобы избежать подобных конфликтов в будущем. Вопрос, по словам Хуа, обсуждался и в трехстороннем формате, когда в Дели встречались министры иностранных дел Китая, Индии и России.


Мохан Гурусвами, почетный сотрудник Института объединенных военных служб в Дели, говорит, что пограничный спор между Индией и Китаем касается двух отдаленных друг от друга регионов. Это Аксай-Чин, практически необитаемый район в горах площадью 37 тыс. кв. км. Он находится между индийским штатом Джамму и Кашмир и китайским Синьцзяном. В обоих этих административных округах действуют сепаратисты. Индийский Кашмир подвергается нападениям исламистов из Пакистана.


Второй регион, из-за которого ведется спор, – это индийский штат Аруначал Прадеш площадью более 84 тыс. км и с населением около 1,4 млн. На большую часть его претендует Китай. Пекин называет его Нижним Тибетом.


Индия утверждает, что границы были установлены между Британской Индией и независимыми или полунезависимыми властями Синьцзяна и Тибета в начале ХХ века. Китай с этим аргументом не согласен.


В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев предсказал, что «на переговорах территориальный вопрос не будет решен. Это однозначно. Тем не менее индийско-китайские отношения чрезвычайно важны для всего мира. И наша страна хотела, чтобы индийско-китайские противоречия были сглажены. Ведь это два стратегических союзника нашей страны».


Но пограничный вопрос крайне запутан. Здесь очень большое число различных факторов – исторических, геостратегических, психологических… Серьезных результатов за четверть века переговоров нет.


«Тибет очень важен для Китая. Где родится следующий далай-лама, не известно. Было заявлено, что он родится там, где рождались раньше далай-ламы. Но есть район, где раньше родился один из далай-лам – Таванг, который теперь не контролируется Китаем. Он входит в штат Аруначал Прадеш, который КНР не признает частью Индии. Китайцы очень боятся, что новый далай-лама родится в районе, который они не контролируют», – сказал Лунев.


Эксперт считает, что определенные подвижки в разрешении индийско-китайских споров есть. Например, Китай признал принадлежность Сиккима (бывшего княжества) Индии. «Что касается столкновений на границе, то их, по существу, не было. Собственно, военнослужащие – китайские и индийские – пихались, как дети на перемене. Поэтому премьер-министр Индии Нарендра Моди справедливо подчеркнул: за более чем 40 лет на индийско-китайской границе не раздалось ни одного выстрела», – заключил Лунев.


Впрочем, переговоры между высокопоставленными чиновниками затронут не только границу, но и положение в Южной Азии. Как утверждает японское издание Nikkei, Пекин тут переигрывает Дели. Фактически он окружает Индию цепью зависимых от Китая государств. Это прежде всего Пакистан, где порт Гвадар станет китайской военной базой. Другая китайская военная база в бассейне Индийского океана уже создана. Она находится в государстве Джибути. Предоставляя инвестиции и займы, Китай втягивает в свою орбиту Мьянму, Непал, Шри- Ланку.


Дели не располагает такими финансовыми ресурсами, как Пекин. И поэтому ищет противовес Китаю, сближаясь с США, Японией, Австралией.




Политика / 50 / Writer / Теги: внешняя политика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: