30 января на острове Мадей, расположенном у северо-западного побережья Мьянмы, был торжественно введен в эксплуатацию порт для разгрузки нефтяных танкеров. По информации агентства Рейтер, совокупный объем портовых нефтехранилищ позволит закачивать туда до 7,5 миллионов баррелей сырой нефти. После выгрузки и размещения в резервуарных мощностях эта нефть по недавно построенному трубопроводу будет направляться в китайскую провинцию Юньнань. Кроме того, по этому маршруту предполагается доставка нефти и для внутримьянманских нужд в размере 10 процентов от объема. На церемонии присутствовали министр энергетики Мьянмы Зейя Аун и китайский посол Ян Хоулань. В эти же дни происходила разгрузка прибывшего в порт первого танкера, который, как сообщает Синьхуа, доставил в порт 300 тысяч тонн сырой нефти.
Мьянма, бывшая Бирма, занимает северо-западный угол полуострова Индокитай, что и обусловило привлекательность ее для Китая – крупнейшего в мире импортера нефти, осуществляющего ныне программу диверсификации энергоресурсных поставок. Прокладка новых нефтегазовых маршрутов на юг, к Индийскому океану, обеспечивает Китаю не только доступ к углеводородам аграрной Мьянмы, но и удобный выход к источникам энергоресурсов на Ближнем Востоке и в Африке.
Крупнейшие месторождения нефти в Мьянме – Йенангьяунг и Чаук, газа – шельфовое месторождение Ядана. По оценкам 2008–2009 годов нефтегазовые резервы страны составляют 1,473 млрд баррелей нефти и 1,429 трлн кубометров газа. В течение последнего десятилетия активную разведку и добычу нефти и газа в Мьянме ведут иностранные компании, особенно южно-корейские и индийские.
В декабре 2014 года компания Interra Resources, зарегистрированная в Сингапуре, начала бурение на участке CHK 1195 материкового месторождения Чаук. Второй участник этого проекта – консорциум Goldpetrol Joint Operating Company, для которого это уже седьмая скважина. Консорциум успешно осваивает северную часть Чаука, с восточного берега и под руслом реки Айирравади.
В Мьянме находятся и заводы СПГ – в Минбу (суммарная мощность составляет 30 тыс метрических тонн в год), Санъбаякане (14,5 тыс тонн) и Санлийине (6,9 тыс тонн).
Таким образом, Китаю удалось запустить проект, который сделает путь для закупаемой этой страной ближневосточной и африканской нефти на 3000 километров меньше и на 7 дней короче. Нынешний основной маршрут доставки нефти в Китай, который проходит через Малаккский пролив, крайне неудобен из-за интенсивности судоходства, опасности пиратства, а также по той причине, что он представляет собой «узкое горлышко», которое с легкостью могут «заткнуть» США, чье влияние в этом регионе является доминирующим. Именно поэтому рамочное соглашение о работе над проектом строительства нефтепровода было подписано руководителями Министерства энергетики Мьянмы и Национальной комиссии КНР по развитию и реформам еще в 2005 году.
Как сообщает Синьхуа, проект мьянманского участка нефтепровода между Китаем и Мьянмой был реализован за счет инвестиций и сил Китайской нефтегазовой акционерной компании и Мьянманского национального нефтегазового предприятия, которым объект принадлежит, соответственно, на 50,9 и 49,1 проц. Общая протяженность нефтепровода составила 771 км. Ожидается, что ежегодно по нему будет поставляться 22 млн. т. нефти. Строительство объекта началось в июне 2010 года и в целом было завершено в мае 2014 года. В январе этого года была осуществлена прокачка нефти в тестовом режиме. «Ассошиэйтед пресс» сообщает, что стоимость проекта составила 2,45 миллиарда долларов США.
Введенный в эксплуатацию магистральный нефтепровод через территорию Мьянмы в Китай идет параллельно с газопроводом, который был сдан в эксплуатацию в октябре 2013 года. Газ по нему идет с месторождения, расположенного в Бенгальском заливе. Проектная мощность газопровода — 12 миллиардов кубометров газа в год. На момент проектирования предполагалось, что такого объема хватит для удовлетворения четверти всех потребностей Китая в поставках газа, тем не менее, за первый год эксплуатации по нему было прокачано всего 3 миллиарда кубометров.
Как пишет «Елевен Мьянма», церемонии открытия нового порта и официального начала эксплуатации нефтепровода предшествовали массовые протесты местных жителей, которые утверждают, что им выплатили недостаточную компенсацию за потери, вызванные реализацией проекта. В частности, были несправедливо установлены цены на отчуждаемую землю, а рыбаки из-за деятельности порта потеряли возможность заниматься своим традиционным промыслом. Кроме того, местные жители испытывают беспокойство из-за возможных экологических проблем, связанных с разгрузкой в порту больших партий нефти и деградацией окружающей среды. В связи с этим индийская «The Hindu» недавно писала об обеспокоенности Китая, что эти протесты станут более масштабными, если по результатам выборов 2015 года к власти в стране придут недружественные ему силы.
Подготовлено редакцией China-INC по материалам ИА Regnum и Тэкноблог.ru
|
Всего комментариев: 0 | |
| |