«Впервые в истории китайский ядерный арсенал станет неуязвимым для первого удара». Такие оценки, пугающие Пентагон и коренным образом меняющие отношение США к китайской ядерной программе, озвучили американские военные аналитики. Развитие китайских стратегических ядерных сил действительно в последнее время идет крайне высокими темпами.
Уже до конца этого года Китай намерен вывести в море новейший атомный подводный крейсер стратегического назначения с баллистическими ракетами морского базирования, способными достичь побережья США. Как отмечают американские аналитики, таким образом Китай «впервые получит надежное ядерное средство сдерживания морского базирования».
В представленном Конгрессу докладе говорится также, что «определить с высокой точностью количество имеющихся в распоряжении Китая ядерных баллистических ракет и ядерных боеголовок не представляется возможным из-за закрытости его ядерной программы». Авторы документа уточняют, что последние сведения Пентагона о ядерном арсенале КНР датированы 2006 годом.
По данным Defense News, в настоящее время США пытаются выявить протяженность китайских тоннелей, предназначенных для хранения ядерного оружия, и количество ядерных боеголовок у КНР. Барак Обама не так давно подписал закон о разработке новой концепции национальной безопасности, согласно которому Стратегическому командованию США (STRATCOM) велено представить доклад о «подземной сети тоннелей в КНР и возможностях США использовать обычные и ядерные силы для нейтрализации таких тоннелей и уничтожения того, что в них хранится».
О новых китайских подводных лодках американцы судят по снимкам из космоса. Так, по данным космической разведки, новый китайский атомоход принадлежит к классу 094 Jin («Цзинь»). Лодка была сфотографирована спутником во время ее стоянки на базе Сяопиндао близ Даляня (Желтое море). Своим обликом с развитым ограждением ракетных шахт АПЛ напоминает российские ракетоносцы проекта 667БДРМ «Дельфин» (по классификации НАТО – Dhelta-IV). Первая лодка проекта 094 была введена в эксплуатацию в 2004 году и предназначена для замены АПЛ проекта 092 Xia («Ся»).
По неполным данным из открытых источников, в настоящее время в боевом составе подводных сил ВМС КНР насчитывается 57 подводных лодок, в их числе одна атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) типа Xia, пять подводных лодок типа Han («Хань»), четыре подводные лодки типа Kilo (российские ударные ПЛ проекта 636), семь подводных лодок типа Song («Сон»), 18 подводных лодок типа Ming («Мин») и 22 подводные лодки советской конструкции типа Romeo (проект 641). Пекин также заказал в России еще восемь подводных лодок типа Improved Kilo (проект 887 «Варшавянка»).
Модернизация подводного флота КНР пугает американских военных. Так, в последнем докладе «Китайская военная мощь» содержатся следующие рекомендации, адресованные администрации США: «Строительство китайских субмарин должно подтолкнуть Пентагон к ускоренному наращиванию возможностей США по ведению противолодочной борьбы, которые являются самыми низкими за всю историю вследствие уменьшения числа специализированных кораблей, самолетов и вертолетов противолодочной обороны».
По мнению американцев, лодки типа 094 несут по 16 баллистических ракет типа JL-2 с дальностью действия 8–12 тыс. км. Считается, что данные ракеты являются подводным вариантом новейших китайских стратегических ракет наземного базирования DF-31.
«Китай стремится создать полноценную ядерную триаду, такую же, как у России и США, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший начальник 4-го НИИ Минобороны, занимающегося исследованиями развития и последствий применения ядерного оружия, Владимир Дворкин. – Появление морской баллистической ракеты было лишь делом времени».
Успех китайской программы по «оморячиванию» сухопутной ракеты DF-31 показателен тем, что Китай первым среди ядерных держав смог создать унифицированную баллистическую ракету наземного и морского базирования. Такой еще совсем недавно могла стать российская «Булава», предназначенная для вооружения стратегических атомных ракетных крейсеров 955 проекта типа «Борей». Во всяком случае конструктор ракеты Юрий Соломонов неоднократно говорил, что одна из целей создания нового комплекса состоит в том, чтобы сделать его максимально унифицированным под разные возможности базирования. Но, видимо, у российских конструкторов что-то не получилось, раз следом за принятием на вооружение морской ракеты «Булава» сухопутная группировка Ракетных войск стратегического назначения получила новый ракетный комплекс РС-24 «Ярс», который скорее наследует родовые черты своего предшественника – комплекса «Тополь-М», нежели морской родственницы.
Что до китайской DF-31, то, по мнению экспертов, ее возможности сопоставимы по боевым характеристикам с советскими баллистическими ракетами РТ-2ПМ «Тополь». Их отличительная черта – в скорости старта. Он проходит быстрее, чем у большинства других баллистических ракет. По некоторым данным, разгонный участок траектории ракеты от момента пуска до выхода на баллистическую параболу длится не более пяти минут. За это время со спутника не только очень сложно зафиксировать сам факт запуска ракеты, но и попытаться ее перехватить. Кроме того, все семейство ракет «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», благодаря расположенным на ракете нескольким десяткам вспомогательных двигателей, идет в полете не по классической баллистической параболе, а «змейкой». Это затрудняет определение ее точного местоположения и, соответственно, наведение противоракеты на цель.
На базе DF-31 Китай создал мобильный – грунтовый – вариант базирования ракеты, аналогичный российскому РТ-2ПМ «Тополь». Первый пуск этой машины состоялся в сентябре этого года и наделал много шума в Вашингтоне. Давая оценку испытаний, американские аналитики отметили, что впервые Пекин продемонстрировал не только стремление сравнять свой ядерный потенциал с российским и американским, но, что самое важное, поднял его на совершенно иной качественный показатель.
«В угрожаемый период мобильные комплексы могут быть рассредоточены по огромной территории, на которой обнаружить их будет просто невозможно, – заявил газете ВЗГЛЯД бывший начальник штаба РВСН Виктор Есин. – Эти комплексы с любой точки маршрута могут нанести ответно-встречный ядерный удар».
Появление мобильных пусковых установок в СССР серьезно изменило баланс сил в противостоянии с США. Вашингтон не первый год пытается реализовать программу глобального (за исключением полярных областей, расположенных выше 65 градусов северной и южной широты), всепогодного, круглосуточного, постоянного наблюдения областей, представляющих интерес с точки зрения слежения за подвижными ракетными комплексами. Предполагается, что за 2015–2020 годы на орбиту будет выведена группировка из 21 спутника. Однако и они не будут гарантировать полного контроля за перемещением мобильных пусковых установок.
«Появление в Китае новейших атомных подводных ракетоносцев еще более усиливает устойчивость китайской ядерной триады в случае начала ядерной войны, – говорит Владимир Дворкин. – Отследить подводный ракетоносец куда сложнее, чем мобильную пусковую установку. А значит, Пекин сохраняет за собой возможность ответного ядерного удара по агрессору».В настоящее время ядерный потенциал Китая не так велик, как у России и США. Однако, по оценкам западных экспертов, новое поколение ракетных сил КНР способно реально угрожать Москве и Вашингтону. Оно состоит из 60 наземно-мобильных твердотопливных комплексов DF-21 (аналог советской системы РСД-10 «Пионер») и 20–30 МБР DF-31/31А (аналог российской системы РС-12 «Тополь»). Ожидается, что после успешного испытания DF-31B к 2015 году суммарная численность группировки мобильных ракетных комплексов КНР достигнет 130–140 единиц.
В ближайшее время ее может пополнить еще один комплекс DF-41 – эта модификация ракеты сможет летать на 14 тыс. км и нести разделяющуюся боевую часть из 6–10 ядерных боеголовок. Эту машину уже сравнивают по возможностям с российским «Тополем-М». Появились подводные лодки с баллистическими ракетами JL-2. Напомним также, что в начале декабря Китай провел третье летное испытание нового гиперзвукового планирующего летательного аппарата WU-14. Сообщалось, что сверхскоростная ракета способна преодолевать систему ПРО США.
В перспективе, как и в российских СЯС, все эти ракеты могут получить новое боевое оснащение – гиперзвуковые маневрирующие ядерные блоки. Об этом свидетельствуют успешные испытания гиперзвукового планирующего летательного аппарата WU-14. На базе которого, скорее всего, Китай и займется их разработкой.
Владимир Дворкин отмечает: главное, что Пекин выводит свою ядерную триаду на принципиально новый уровень, значительно повышает эффективность ядерных сил в случае глобального военного конфликта. Кроме России и США такой возможностью до последнего времени не обладала ни одна страна, имеющая в своем арсенале ядерное оружие. В итоге ядерный арсенал Китая даже из примерно 200–240 боеголовок сделает его, а не Францию, третьей ядерной державой в мире. А Москве и Вашингтону придется учитывать новый фактор в построении многополярного мира.
Дмитрий Литовкин
|
Всего комментариев: 0 | |
| |