28.02.2023
ОТ ИМИТАЦИИ К ИННОВАЦИЯМ

В Китае все меняется настолько быстро, что будущее приходит уже тогда, когда прошлое еще не успело уйти. Можно ли уже говорить, что Китай представляет опасность для Кремниевой долины? Журналистка издания Wired Кристина Ларсон поделилась своими впечатлениями о недавней поездке в эту страну.


«В октябре 2017 я отправилась в Пекин, чтобы встретиться с Кай-Фу Ли – бизнесменом, занимающимся разработкой ИИ-технологий. Я вошла в его офис с задней стороны здания. По ошибке я попала не в тот лифт – и случайно оказалась в Пекине XX века», – пишет журналистка.


В начале 2000-х эта часть района Чжунгуаньцунь славилась большими рынками электроники. В те времена здесь находилось несколько высотных зданий, где продавалось все – от камер, телевизоров, DVD-проигрывателей и тостеров до танцующих снеговиков и неоновых фаллоимитаторов. Некоторые предметы производили Samsung, Nokia и Canon, но большинство из них были простыми подделками. Раньше электронику собирали в Китае, но никогда не изобретали. Нация «имитаторов» – этот образ глубоко укоренился в сознании Запада.


Однако несколько лет назад правительство Китая решило, что страна должна начать заниматься производством новой электроники – не просто копированием. Пора перейти от клише «Сделано в Китае» к «Разработано в Китае». Конечно, власти не могли выпустить указ о развитии технологий, но они могли повлиять на недвижимость – и вот посредством нескольких указов они начали менять арендаторов. Многие поставщики дешевой электроники собрали свои вещи и исчезли, и новые технологические предприятия переехали в новые отремонтированные офисы.


Конечно, еще не успели все отстроить заново, поэтому очень легко попасть в старый лифт и внезапно оказаться в помещении, забитом бежевыми клавиатурами и лазерными принтерами. Тем не менее, это наглядно демонстрирует то, как быстро меняется Китай. «Очень часто я встречаю людей в Кремниевой долине, которые все еще думают, что Китай просто клонирует идеи. Но все совсем наоборот. Сейчас я вижу, как западные компании копируют Китай», – говорит Руй Ма, инвестор, который работает между Китаем и Кремниевой долиной.


Кай-Фу Ли – основатель и генеральный директор Sinovation Ventures и один из самых известных арендаторов в Чжунгуаньцунь. В свои 56 лет он излучает энергию и приветливость. Он свободно владеет китайским и английским языками. Кроме того, он может управлять как китайскими, так и западными бизнесами. Сейчас его компания инвестирует в несколько самых перспективных стартапов. Будучи аспирантом в Университете Карнеги в 1980-х, он работал над ранними программами машинного обучения для продолжительного распознавания речи. Это было еще задолго до того, как большие компании обратили внимание на искусственный интеллект и начали активно заниматься его развитием. Позже Ли был главным научным сотрудником в Apple в Кремниевой долине. Затем он работал в китайских офисах Microsoft и Google, пока не решил запустить свою собственную компанию в Пекине в 2009 году, чтобы обучить новое поколение китайских предпринимателей, занимающихся ИИ.


Ли мог работать где угодно, но решил остаться в Китае – он считает эту страну наиболее перспективной: огромный рынок, большие инвестиции и успешные стартапы. «Дух предпринимательства развивается здесь очень быстро. Новички пробуют все и двигаются вперед. Они голодны – и это продвигает коммерциализацию научных исследований дальше», – говорит он.


Окна кабинета Ли выходят на шоссе. Он считает, что через десять лет пробки на дорогах исчезнут – на смену придут автоматизированные транспортные средства. Технология уже меняет городской ландшафт. Более четырех миллионов курьеров интернет-магазина Taobao разъезжают по большим и маленьким городам на мотоциклах, доставляя посылки. Его конкурент jd.com использует дроны для доставки посылок в сельские районы.


В стране, где почти никто не пользовался кредитными картами, сейчас все покупки оплачиваются при помощи смартфона. Согласно исследованию iResearch, рынок мобильных платежей в Китае превзошел рынок в США в 50 раз. Сейчас улицы Пекина и других больших городов переполнены миллионами оранжевых и желтых «умных» велосипедов – аренду такого городского «транспорта» можно оплатить при помощи одной из двух главных цифровых платформ – Alipay и WeChat Wallet.


Удивительно, насколько быстро все это происходит – за одну ночь в Китае может появиться ряд новых технологических компаний. Возьмите, к примеру, велосипедные компании MoBike и Ofo, которые были основаны в 2015 и 2014 годах. Они очень быстро заинтересовали инвесторов (Sinovation Ventures является инвестором MoBike), и сейчас стоимость каждой из них оценивается в $3 млрд. «Это поколение китайских предпринимателей отличается от предыдущего тем, что их компании могут безумно быстрыми темпами достичь статуса “единорога”», – говорит Энди Мок, управляющий директор Red Pagoda Resources – компании, дающей консультации стартапам и другим компаниям в Китае.Что стоит за взлетом и падением (и снова взлетом) компании Xiaomi.


На сегодняшний день Китай является первой страной по количеству компаний-«единорогов». Три самых дорогих частных организации в мире базируются в Китае – Didi Chuxing, Xiaomi и Meituan-Dianping.


Некоторые утверждают, что созданные в Китае интернет-гиганты – Baidu, Alibaba и Tencent (иногда их называют «BAT») – являются клонами американских компаний, таких как Google и eBay. Но эти гиганты решили развиваться в совершенно других направлениях. «Сегодня приложение WeChat от Tencent – смесь Facebook, Tinder, PayPal и Slack», – говорит Эдит Енг, глава венчурного фонда «500 Startups». Примерно 80% китайских пользователей (из 731 миллионов) активны в WeChat – в среднем в день они проводят в приложении 66 минут.


«Когда я впервые приехала в Китай в 2007 году, у меня был красный телефон-раскладушка Motorola. Сейчас я ношу с собой два смартфона: на одном установлены американские приложения (Uber, Facebook, Amazon, Google), на другом – китайские (Didi, Weixin, Taobao, Baidu)», – пишет журналистка. Китайское киберпространство – это в значительной степени автономная экосистема: то есть большинство пользователей за пределами Китая не заходят регулярно в Baidu, Alibaba и Tencent, но многие западные покупатели, скорее всего, пользуются продуктами, разработанными в Китае, независимо от того, знают они об этом или нет.


Самый очевидный пример – DJU, стартап, который фактически создал категорию потребительских дронов, включая популярные серии Phantom и Mavic. Частная компания контролирует около ¾ потребительского рынка дронов. Более чем в 400 магазинах Apple по всему миру продаются дроны Phantom 4.


В 2018 вполне возможно путешествовать по Китаю и каждую неделю посещать разные конференции, посвященные технологиям и будущему. Китайские инвесторы и изобретатели озадачены одним и тем же вопросом: когда придет эпоха автоматизации? Совсем скоро люди смогут взаимодействовать с устройствами при помощи технологии распознавания голоса, речи и движения.


Джиавей Гу, один из «35 молодых инноваторов» согласно MIT Technology Review, уже давно задумывался над этим. Работая инженером в Baidu, он участвовал в разработке устройства, которое помогало людям с ограниченными возможностями управлять компьютерами при помощи голоса или движения. Некий технологический ответ Google Glass. Спустя два года он основал свою собственную компанию Ling. Гу объяснил, что на это его вдохновил Стив Джобс. «Жаль, что Стив Джобс так и не увидел технологическую волну ИИ», – говорит он.


Пока Гу рассуждал о насущном, его робот испортил воздух. Маленькая машина так запрограммирована, однако это происходит всегда в неожиданные моменты – прямо как в жизни. Робот похож на сову. Он использует ограниченное компьютерное распознавание речи и объектов, чтобы читать детям книжки на китайском и английском языках и отвечать на простые вопросы. Периодически сова (ее зовут Лука) моргает своими большими глазами, хихикает и портит воздух, чтобы привлечь внимание.


В Ling работают разработчики программного обеспечения, дизайнеры игрушек и аниматоры.


Компании по всему миру начинают экспериментировать с новыми видами потребительских роботов. Китайские стартапы только выиграют от этого. Нужно будет просто эффективно объединить ИИ, программное и аппаратное обеспечение, – считает Дженни Ли, управляющий партнер в GGV Capital. «Искусственный интеллект стал самой горячо обсуждаемой темой за последние два года. Но меня интересует не только продвижение программного обеспечения. Меня интересует также то, как его интегрируют в реальные продукты. У Китая есть преимущества».


Гао Лианг, руководитель группы, занимающейся технологиями распознавания речи в Baidu, говорит, что люди стали куда чаще устно задавать вопросы в поисковых системах. Эти данные способствуют более быстрому совершенствованию алгоритмов ИИ. Он верит, что в будущем банкоматы можно будет активировать при помощи голоса.Китай может победить в мировой гонке искусственного интеллекта благодаря Baidu.


Кай-Фу Ли верит, что развитие таких новых технологий размоет границы между онлайн- и офлайн-мирами – и это начнется в Китае.


Но последствия будут ощущаться во всем мире. «Крупные китайские компании обладают большим запасом данных, чтобы совершенствовать искусственный интеллект и разрабатывать функции, которые Запад cможет потом копировать», – говорит Цян Ян, профессор информатики в Гонконгском университете. Ян возглавляет группу исследователей, сотрудничающую с платформой WeChat, которая насчитывает один миллиард пользователей – следовательно, она обладает огромным набором данных.


Благодаря политике поддержки и высоким зарплатам в Китай переезжает все больше талантливых людей из США и Европы: в январе 2017 бывший исполнительный директор Microsoft Ци Лу возглавил в Baidu отдел, занимающийся разработкой технологий ИИ, в частности автоматизированных транспортных средств. В других случаях китайские технологические компании просто приобретают зарубежных конкурентов. Например, в марте прошлого года Midea Group приобрела KUKA AG – немецкого производителя роботов.


Пол Триоло, глава геотехнологического отдела в исследовательской компании Eurasia Group, считает, что быстрое развитие технологий в Китае может привести к спорам и конкуренции между Востоком и Западом. Разработанные и собранные в Китае дроны уже продаются в сотнях магазинах Apple в США и Европе, а повышающееся внимание к «умным» вещам поднимает вопросы о безопасности данных. «Данные станут огромной проблемой, когда эти компании начнут пытаться выйти на мировой рынок». В конечном итоге, возможно, именно масштаб вместе с навыком – это то, что дает преимущество Китаю.




Экономика / 3794 / Writer / Теги: экономика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: