48 ЛЕТ ПОДВИГУ
Почти полвека назад, 2 марта 1969 года, на границе Приморского края произошел крупнейший в современной истории России и Китая пограничный конфликт. Чуть более двух сотен защитников границы Советского Союза несколько дней отражали атаки противника, который превосходил их численностью десятикратно.
В результате КНР пришлось отказаться от вооруженных провокаций на границе с СССР и вернуть диалог о границе в дипломатическое русло. «Приморская газета» рассказывает, почему советским пограничникам и солдатам пришлось сражаться за практически бесполезный с хозяйственной точки зрения клочок земли, и вспоминает об основных вехах многодневного приграничного противостояния.
Пограничные «разборки» между Россией и Китаем периодически вспыхивали еще с середины XVII века. За прошедшие столетия стороны подписали десятки договоров, конвенций и протоколов, которые изменяли принадлежность территорий, порядок доступа войск и мигрантов на сопредельные земли, правила торговли и прочие нюансы межнациональных отношений.
Как следствие, к 60-м годам прошлого века, когда и произошли описанные ниже события, некоторые участки советско-китайской границы, проходящей по реке Уссури в Приморском крае, были определены на местности достаточно условно. В частности, разногласия касались островов на реке, в том числе и Даманского, расположенного в Пожарском районе Приморья.
Советский Союз считал эту территорию своей и последовательно отстаивал ее принадлежность. КНР, соответственно, тоже не собиралась отказываться от претензий на Даманский, более известный в Китае под названием Чжэньбаодао. Формальный повод выйти на новый виток пограничного конфликта китайцы получили после подписания Парижской мирной конференции 1919 года, на которой страны-победительницы в Первой мировой войне определяли послевоенный порядок.
Среди прочих положений на конференции приняли решение, что границы между государствами должны, как правило, проходить по середине главного фарватера реки. Правда, в документе было отдельно прописано, что у этого правила есть исключения.
Так как граница СССР и Китая была определена легитимными договорами, по нормам международного права Даманский оставался советской территорией. Однако молодую китайскую республику такие мелочи не волновали, и власти КНР использовали новые положения о границах как повод для пересмотра своих территориальных претензий с почти всеми своими соседями.
В первое время прогрессирующий экспансионизм Китая не особо мешал отношениям с СССР — после завершения Второй мировой войны страны находились в относительно хороших отношениях и старались уладить все конфликтные ситуации миром.
Однако со смертью Иосифа Сталина и развенчанием культа личности «Отца народов» между двумя столпами международного коммунистического движения наметился раскол. В течение примерно 10 лет державы из добрых соседей превратились в непримиримых идеологических и геополитических противников. Для подъема патриотизма среди своих граждан власти КНР сделали разрешение вопроса принадлежности Даманского и других спорных приграничных территорий ключевым направлением внешней политики.
Кроме того, стремясь заручиться поддержкой против СССР, Китай постоянно пытался наладить контакты с другим идеологическим врагом Советского Союза — США. Однако американцы не торопились идти на сближение и продолжали активно поддерживать повстанцев в Тибете, а также режим Чан Кайши на Тайване. Таким образом, одной из ключевых задач провокации на Даманском была попытка показать Вашингтону, что отношения между недавними товарищами по коммунистическому блоку стали совсем безнадежными.
Обстановка в районе острова Даманский накалялась с начала 60-х. Китайцы периодически вторгались на советскую территорию, причем как гражданские, так и военные. Особенно много неприятностей доставляли хунвэйбины — радикальные группировки китайской молодежи с ярко выраженными националистическими взглядами. Кроме того, на территорию СССР по указанию китайских властей заходили крестьяне и демонстративно занимались там хозяйственной деятельностью: покосами и выпасом скота, заявляя, что находятся на своей территории.
Число таких провокаций росло с каждым годом. Например, если в 1960 году их было не более ста, то в 1962 году — уже около пяти тысяч. Наши пограничники старались такие случаи пресекать, причем у них была строгая установка от командования применять огнестрельное оружие лишь в самом крайнем случае. В первое время действовали уговорами, потом пришлось пускать в ход кулаки (приграничные массовые мордобои со временем стали чуть ли не главным развлечением как для советских, так и для китайских пограничников).
На некоторых участках защитники границы даже взяли на вооружение самодельные длинные рогатины, которые использовали для «бесконтактного» вытеснения смутьянов за пределы советской земли. Однако в марте 1969 года пограничникам пришлось сразиться не с неорганизованной толпой крестьян или студентов, а с обученными частями Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Внезапная атака В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 77 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже переправились на Даманский и устроили засаду на западном берегу острова. Около 10:20 часовые на советском посту наблюдения близ Даманского сообщили на пограничную заставу «Нижне-Михайловка», что в направлении острова движется группа вооруженных людей численностью до 30 человек.
На место событий выехали 32 советских пограничника, в том числе начальник заставы старший лейтенант Иван Стрельников. Бойцы разделились на две группы. Первая группа под командованием Стрельникова направилась к группе китайских военнослужащих, стоявших на льду юго-западнее острова, а вторая должна была прикрывать основную группу с южного берега острова.
Иван Стрельников приблизился к китайцам и потребовал покинуть территорию СССР, и в этот момент наших пограничников атаковали солдаты НОАК, сидевшие в засаде. Бойцы группы Стрельникова погибли вместе со своим командиром, во втором отделении сумел спастись один солдат. Узнав о произошедшем, пограничники соседних застав выдвинулись на место и заняли оборону. Попав под минометный обстрел, защитники границ предприняли несколько вылазок на бронетранспортерах.
В ходе одной из них советским воинам удалось уничтожить на льду целую роту китайцев, которая шла на помощь островной группировке, итогом следующей стало разрушение командного пункта нарушителей на Даманском. Пограничники закрепились на острове и начали отражать волны атак противников. В жестоком сражении погибли многие бойцы, но главного им удалось достичь: умывшись кровью, китайцы отступили обратно на территорию своей страны. В бою 2 марта погиб 31 советский пограничник, 14 получили ранения. Потери китайской стороны (по оценке комиссии КГБ) составили 39 человек убитыми.
После первого столкновения к Даманскому прибыли подкрепления Иманского погранотряда, а в тылу были развернуты части регулярной армии Советского Союза, на вооружении которых были новейшие артиллерийские установки и системы залпового огня БМ-21 «Град». С китайской стороны к боевым действиям готовился пехотный полк численностью около пяти тысяч человек. В течение практически двух недель советское и китайское правительства обменивались дипломатическими выпадами. О компромиссе в таких условиях говорить не приходилось, поэтому 15 марта в окрестностях Даманского снова «заговорили пушки».
С самого утра артиллеристы НОАК начали обстрел советских позиций на Даманском, а три роты китайской пехоты перешли в наступление. Завязался неравный бой: советские бойцы уступали противнику численностью в десять раз, но ожесточенно сражались за свои позиции и не позволяли выдавить себя с острова. На помощь пограничникам отправились четыре танка Т-62 под командованием начальника погранотряда полковника Демократа Леонова, однако головной танк вскоре подбили (полковник Леонов был застрелен при попытке выбраться из горящей машины), и бронетехнике пришлось отступить. Между тем отряд, окопавшийся на острове, держался еще два часа, пока у бойцов полностью не закончился боезапас. Только в этот момент пограничники решили отступить.
Стало ясно, что введенных в бой сил не хватает и китайцы значительно превосходят по численности отряды СССР. И тогда в критической ситуации, в нарушение указания Политбюро ЦК КПСС не вводить в конфликт советские войска, по приказу командующего войсками Дальневосточного военного округа генерал- полковника Олега Лосика был открыт огонь из секретных систем залпового огня «Град». Эффект превзошел все ожидания — атака «Градов» уничтожила практически полностью группировку НОАК, окопавшуюся на своем берегу реки Уссури, ее минометы, артиллерию, штабеля снарядов и материально-технические ресурсы.
Спустя 10 минут в атаку пошли мотострелки и пограничники, которые окончательно подавили сопротивление китайских войск. Впоследствии противник еще несколько раз пробовал атаковать позиции советских солдат, но каждый раз получал жесткий отпор и вынужден был полностью отойти вглубь своей территории. Битва за Даманский завершилась. Переход к дипломатии После мартовских событий полномасштабных сражений в районе острова Даманский больше не было. Лед растаял, и для отражения редких попыток высадки китайцев было достаточно пулеметного и снайперского огня.
Ближе к зиме, 11 сентября, председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и премьер Государственного Совета КНР Чжоу Эньлай договорились о прекращении враждебных акций и о том, что отныне остров Даманский считается ничьим. Уже позже, в 1991 году, Даманский, как и некоторые другие острова по рекам Уссури и Амур, отошел к КНР, однако на этот раз китайская сторона предложила равноценный обмен и признала часть других неурегулированных земель территорией России.
Остров Даманский стал символом героизма и мужества советских пограничников и армейцев. И пусть сейчас эта земля не входит в состав России, защитникам Даманского в кровопролитных боях удалось заставить агрессоров считаться с территориальной целостностью страны и решать все вопросы за столом переговоров.