Первая часть
Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929 год)
После того как власть в Китае в июне 1928 года перешла в руки партии Гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, нормальные дипломатические отношения c СССР были нарушены.
Новое правительство объявило столицей Китая город Нанкин, а Пекин (по-китайски - Бэйцзин – северная столица) был переименован, и стал называться как когда-то в древности (до XIV в.) – Бейпин (Северный мир). Было объявлено о решимости новой власти добиваться пересмотра неравноправных договоров, ликвидации права иностранных государств на экстерриториальность, а также, возврата концессий.
Надо отметить, что в своих требованиях правительство Чан Кайши добилось немалых успехов: путем переговоров ему удалось возвратить 20 концессий из 33. Англия, Франция, а позже и Япония согласились на пересмотр таможенных пошлин, однако право экстерриториальности терять не желал никто.
Позиция Советской России по этому вопросу была выражена еще в сентябре 1920 года в "Обращении к правительству Китайской Республики, и позже закреплена в Договоре и Соглашениях 1924 года. В этих документах Российская Федерация заявила об отказе от боксерской контрибуции и от права экстерриториальности.
В то время газеты писали о таком шаге Советской России восторженно, однако уже во второй половине 1920-х годов отсутствие права экстерриториальности и консульской юрисдикции в нашей стране, стало широко использоваться китайскими властями во время многочисленных конфликтов.
Несмотря на занимаемую СССР позицию, новое китайское правительство Чан Кайши отказалось подтвердить советско-китайские соглашения 1924 года, восстановившие нормальные дипломатические отношения между двумя странами, выдвинув при этом целый ряд требований, которые, непосредственно затрагивая российские интересы на КВЖД, существенно меняли ситуацию, а потому были неприемлемы для Москвы. Главными требованиями было возвращения Китаю КВЖД, а также прекращение поддержки китайских коммунистов.
После того, как Чан Кайши подчинил себе большую часть Китая, коммунисты являлись наиболее существенной силой, противостоящей правительству в Нанкине. Поэтому прямая поддержка их правительством СССР (ВКП (б) через свои представительства в Китае не могла не привести к обострению советско-китайских отношений.
Москва придавала большое значение китайскому коммунистическому движению, а также КВЖД, через учреждения которой осуществлялась помощь китайским коммунистам. Еще в мае 1926 года во внутрипартийной дискуссии по китайскому вопросу Л. Троцкий предложил "разделаться с железной дорогой из-за трудностей и провокаций" и передать ее китайскому правительству. Против позиции Л.Троцкого выступил Н. Бухарин, который заявил, что дорога является "нашим революционным пальцем, запущенным в Китай". Бухарина по этому вопросу поддерживал Сталин, поэтому его точка зрения в итоге была принята руководством ВКП(б).
Акционерное общество КВЖД, по договору о строительстве этой железной дороги от 1896 года, находилось под совместным управлением российской/советской и китайской администрации, что было также подтверждено советско-китайским договором 1924 года. Кроме самой железной дороги в собственности компании КВЖД находились пароходство, мастерские, телефонно-телеграфные линии, а также дороги и поселки, находящиеся в так называемой "зоне отчуждения" КВЖД. Но пока в северо-восточном Китае, буквально раздираемом на части милитаристами, обстановка была неспокойной, советская администрация, используя сложную ситуацию, постепенно оттеснила китайское руководство на вторые роли. Китайцы же, осознавая свою политическую слабость, до поры – до времени вынуждены были мириться с этим, пока власть в Пекине в 1928 году не перешла в руки правительства Гоминьдан. Чан Кайши сумел договориться с лидером северных милитаристов Чжан Сюэляном, который, как выше было сказано, признал его правление, и в знак этого поднял над своей резиденцией гоминьдановский флаг.
В создавшейся новой ситуации китайская администрация КВЖД решила, как минимум, восстановить свои права на управление компанией, используя поддержку центрального правительства. И, естественно, что в своих стремлениях она столкнулось с активным противодействием с советской стороны. Тогда китайцы прибегли к силе.
В декабре 1928 года они заявили Москве о том, что советские дипломатические и торговые представительства служат убежищем для китайских коммунистов, используются ими для пропаганды, и потребовало закрыть советские консульства и торгпредства. Советское же правительство, под предлогом того, что никогда не признавало "так называемого нанкинского правительства", отказалось принять эту ноту.
27 мая 1929 года на советское генеральное консульство в Харбине был совершен налет, произведен обыск и арестовано 39 человек, находившихся в помещении.
Полиция опубликовала заявление о найденных при обыске документах, свидетельствующих о "прямой связи Коминтерна с деятельностью Харбинского консульства". В июле 1929 года на совещании китайского генералитета в Бейпине (Пекине) было принято решение об активных акциях в отношении КВЖД, фактически означавших переход всей железной дороги в руки китайцев. После чего губернатор Маньчжурии Чжан Сюэлян объявил о национализации Китайско-Восточной железной дороги. При этом китайские власти впрямую увязывали свои шаги с отменой неравноправных договоров. Китайские газеты в те дни были заполнены лозунгами: "Возвращение КВЖД - общенародное требование!", "Не возвратим КВЖД - не сможем упразднить неравные договоры!" и др.
10-11 июля 1929 года войска Чжан Сюэляна захватили телеграф по всей линии дороги, закрыли торговое представительство и другие советские учреждения, разгромили профессиональные и кооперативные организации рабочих и служащих КВЖД. Было арестовано более 200 советских граждан, которых заменили российскими эмигрантами. 13 июля 1929 года советское правительство заявило решительный протест по поводу этих, как было сказано, "незаконных действий", а приглашение к переговорам китайской стороной было отвергнуто.
Почти все западные страны поддержали Чан Кайши и Чжан Сюэляна. Воодушевленный такой поддержкой Чан Кайши в своем "Обращении ко всем офицерам и солдатам" 20 июля заявил: "… английское правительство неоднократно проводило обыски в русском представительстве в Англии. Французское правительство вынудило сменить русского посла во Франции, а Советский Союз ни разу не решился принять каких-либо контрмер", что являлось косвенным признанием справедливости обвинений, и в заключение он призывал "бросить все силы на отпор России…".
В этой обстановке советское правительство потребовало немедленно освободить всех арестованных советских граждан и вернуть КВЖД, на что правительство Гоминьдана вновь ответило отказом. Тогда 17 июля 1929 года СССР объявил о разрыве всех отношений с Китаем, отозвал своих дипломатических, консульских и торговых представителей, а также прекратил доставку грузов по магистрали КВЖД. На Дальнем Востоке была сформирована Особая Дальневосточная Армия (ОДВА), командование которой было поручено В. Блюхеру, бывшему военному советнику при армии Гоминьдана, а потому хорошо знавшему специфику Китая.
В октябре-ноябре 1929 года войска ОДВА пересекли советско-китайскую границу и провели три масштабные боевые операции, направленные на китайский город Фугдин (в районе впадения реки Сунгари в реку Амур), город Хайлар (со стороны Забайкалья) и район Мишаньфун (из Приморья).
Китайское правительство отреагировало на советское вторжение в Маньчжурию заявлением о разрыве дипломатических отношений с СССР. Однако после того как советские войска нанесли ряд поражений гоминьдановской армии, китайцы вынуждены были пойти на переговоры, которые начались в декабре 1929 года и продолжались вплоть до 1932 года с переменным успехом.
Этот шаг Советского Союза вызвал волну протеста со стороны западных стран. Вспомним, что чуть более года назад СССР подписал, а 9 февраля 1929 года ратифицировал пакт Бриана-Керлога, который осуждал войну как средство мировой политики. Разумеется, западная дипломатия не преминула указать Советскому Союзу на нарушение им взятых на себя по этому договору обязательствах, что, в свою очередь, сказалось на скоротечности антикитайской акции и результатах переговоров.
Полной нормализации же советско-китайских отношений способствовала японская оккупация Маньчжурии в 1931 году.
Конфликт на Даманском. На грани большой войны
В ночь с 1 на 2 марта 1969 года около 300 китайских военнослужащих в зимнем камуфляже, вооруженные автоматами Тип 56 (копия нашего АК-47) и карабинами СКС, переправились на остров Даманский (кит. 珍宝, Чжэньбао — «Драгоценный»), расположенный на реке Уссури в 230 км южнее Хабаровска.
До половины одиннадцатого их никто не замечал, но в 10:32 поступил доклад от поста наблюдения, что в направлении острова движется группа вооружённых людей численностью до 30 человек. На место событий выехали 32 советских пограничника под командованием начальника заставы «Нижне-Михайловская» старшего лейтенанта Ивана Стрельникова. С этого и начался тот знаменитый Даманский конфликт, о котором нигде не писали, но о котором знали все.
Китайцев оказалось в 10 раз больше, чем предполагалось, и в первом же бою с нашей стороны погиб 31 пограничник. Из всей заставы в живых остался лишь младший сержант Юрий Бабанский.
Стрельба была услышана на соседней заставе «Кулебякины сопки». Старший лейтенант Виталий Бубенин выехал на помощь с 20 пограничниками на БТР-60 .
Этот БТР тут же был подбит огнём противотанковой артиллерии противника. Тогда группа пересела на транспорт погибшего Стрельникова и, зайдя в тыл китайцам, уничтожила их командный пункт. После боя пограничники насчитали 248 китайских трупов.
Пока БТР Бубенина действовал в протоке, его подчиненные, оставленные на берегу, самостоятельно держали оборону, отбивая атаки оставшихся поблизости китайцев. Прикрываясь пулеметным огнем солдаты НОАК бросались в атаку, но каждый раз наталкивались на меткую стрельбу русских солдат. После одной из атак двое солдат Василий Каныгин и Николай Пузырев, скрываясь за травой и кустарником, скрытно вышли во фланг китайскому подразделению, и открыли огонь, уничтожив десяток солдат противника.
Утром 15 марта китайцы вновь перешли в наступление. Они довели численность своих сил до пехотной дивизии, усиленной резервистами. Атаки методом «людских волн» продолжались в течение часа. После ожесточенного боя противнику удалось потеснить советских пограничников. Тогда для поддержки оборонявшихся в контратаку двинулся танковый взвод во главе с начальником Иманского погранотряда, в который как раз и входили заставы «Нижне-Михайловская» и «Кулебякины сопки», полковником Леоновым.
Однако китайцы были подготовлены к такому повороту событий и располагали достаточным количеством противотанковых средств. Из-за их плотного огня контратака потерпела неудачу. Тем более что Леонов в точности повторил обходной маневр Бубенина, который не стал для китайцев неожиданным. На этом направлении они уже вырыли окопы, где находились гранатометчики. Головной танк, в котором находился Леонов, был подбит, а сам полковник, пытавшийся выбраться через нижний люк, погиб. Двум другим танкам все же удалось прорваться к острову и занять там оборону. Это позволило советским солдатам еще два часа продержаться на Даманском. Наконец, расстреляв весь боезапас и не получив подкреплений, они покинули остров.
Из-за постоянных китайских обстрелов подбитый танк Т-62 вернуть так и не удалось. Попытка уничтожить его из миномётов не увенчалась успехом, и танк провалился под лёд. Впоследствии китайцы смогли вытащить его на свой берег и сейчас он стоит в пекинском военном музее.
Неудача контратаки и потеря новейшей боевой машины Т-62 с секретной аппаратурой убедили наконец советское командование в том, что введенных в бой сил недостаточно для победы над китайской стороной, которая подготовлена весьма серьезно. Тогда в дело вступили силы развернутой вдоль реки 135-й мотострелковой дивизии, командование которой отдало приказ своей артиллерии (в том числе отдельному реактивному дивизиону БМ-21 «Град») открыть огонь по позициям китайцев на острове.
Это был первый случай применения в бою ракетных установок «Град», удар которых решил исход сражения. Более семисот китайцев – все, находившиеся на тот момент на Даманском – были уничтожены.
На этом активные боевые действия фактически прекратились. Но с мая по сентябрь 1969 г. советские пограничники более 300 раз открывали огонь по нарушителям в этом районе.
В боях за Даманский со 2 по 16 марта 1969 года погибли 58 советских солдат, 94 получили тяжелые ранения.
Однако эти потери оказались напрасными – 19 мая 1991 года остров безо всякой войны был отдан китайцам. После признания его частью КНР новые хозяева засыпали протоку, и с тех пор он стал частью китайского берега.
Бои у озера Жаланашколь
После событий на острове Даманский провокации с китайской стороны не прекратились. В мае-июне того же года обострилась ситуация на Джунгарском выступе казахского участка советско-китайской границы. Ещё 20 мая около десятка китайских солдат попытались захватить сержанта Варлакова, но его удалось отбить. Однако основные события были ещё впереди. Верные своей излюбленной тактике, китайцы заранее спланировали и тщательно подготовили свое наступление, надеясь застать врасплох наших пограничников.
Конфликт у озера Жаланашколь произошёл 13 августа 1969 года. За день до этого пограничный наряд во главе с сержантом Михаилом Тюкалиным заметил на сопредельной территории перемещение усиленных групп китайских военнослужащих. Об этом оперативно доложили начальнику Восточного пограничного округа генерал-лейтенанту Меркулову.
Пограничники близлежащих застав были приведены в состояние боевой готовности, а на заставу «Жаланашколь» (130-й Уч-Аральский пограничный отряд Восточного пограничного округа) был отправлен помощник начальника штаба мотоманевренной группы капитан Пётр Теребенков. При необходимости он должен был оказать помощь ВРИО начальника заставы лейтенанту Евгению Говору.
Озеро Жаланашколь расположено в Урджарском районе Восточно-Казахстанской области в 433 метрах над уровнем моря
В это время на заставе находилось еще три офицера: заместитель начальника заставы «Джунгарская» старший лейтенант Вадим Ольшевский, заместитель начальника заставы «Жаланашколь» лейтенант Девин и командир взвода мотоманевренной группы младший лейтенант Владимир Пучков.
По приказу капитана Теребенкова на наиболее опасном участке границы оборудовали опорный пункт, на фланги которого были введены два БТР-60 маневренной группы. Ими командовали старший лейтенант Ольшевский и младший лейтенант Пучков. Бронемашины были укрыты в капонирах. 13 августа около 5 часов утра китайские военнослужащие двумя группами в количестве 9 и 6 человек вышли на линию государственной границы СССР на участке погранзаставы «Жаланашколь».
К 7 часам утра они проникли на 400 и 100 метров советской территории и начали демонстративно окапываться на северных склонах высот Каменная и Правая, игнорируя все предупреждения советских пограничников. К этому времени за линией границы в горах сосредоточилось еще около 100 вооруженных китайцев. Еще одна группа из 12 человек двигалась на левом фланге, от китайского поста «Теректы», вдоль контрольно-следовой полосы в сторону высоты Каменная.
По приказу начальника штаба пограничного отряда подполковника Петра Никитенко была предпринята попытка выдавить китайцев с советской территории.
В 7.40 БТР-60 под прикрытием штурмующих групп вышли из капониров и двинулись в сторону высот. Китайцы открыли огонь.
Схема боя на Жаланашколе
В это время БТР-60 под номером 217, которым командовал младший лейтенант Пучков, двинулся во фланг китайских позиций. Китайцы, оценив опасность, сосредоточили по нему плотный огонь. В результате пулями и осколками было снесено все наружное оборудование, пробиты колеса и броня. Пучков и ефрейтор Виктор Пищулев получили ранения. К этому времени к пограничникам прибыло подкрепление из резерва отряда под командованием майора Мстислава Лие, начальника отделения боевой подготовки отряда, а спустя короткое время – три БТР-60 мотоманевренной группы, которые с ходу вступили в бой. Против БТР-60 противник бросил гранатометчиков. Спустя полчаса после начала боя БТР-60 № 217 был окончательно выведен из строя. Пучков приказал экипажу покинуть машину и перебраться в один из других подошедших бронетранспортеров.
Между тем группа пограничников атаковала высоту Правая. Во время боя был убит младший сержант Михаил Дулепов, и еще восемь человек были ранены. Один из них, сержант Виктор Овчинников, продолжал идти вперед с двумя перебитыми руками! В ногу был ранен и командир штурмовой группы старший лейтенант Ольшевский, также не оставивший поле боя. Уже в последние минуты атаки был смертельно ранен рядовой Виктор Рязанов, сумевший забросать залегших китайцев гранатами. Он умер по дороге в госпиталь на борту вертолета.
К 8.15. бой завершился. Большинство китайских военнослужащих ушло за линию границы, 19 было убито, троих удалось взять в плен, но двое из них при доставке в Уч-Арал скончались от побоев. Советские пограничники потеряли двух человек убитыми и 15 ранеными. Наиболее тяжелых с помощью вертолетов отправили в Уч-Арал. Получивших ранение средней тяжести приняли на заставе, где оказанием первой медицинской помощи, до прибытия врачей, занимались жена заместителя начальника заставы Людмила Говор, работницы местной метеостанции Надежда Метёлкина и Валентина Горина, а также продавщица Мария Романцева. На поле боя были собраны в качестве трофеев: пистолеты ТТ – 4, пулемет РПД – 1, карабины СКС – 9, гранаты противотанковые – 4, гранаты ручные – 27, гранаты к РПГ – 6, радиостанция – 1, кинокамеры – 2 (среди убитых были два кинооператора), фотоаппарат – 1, длиннофокусный телеобъектив – 1, а также другие предметы снаряжения и экипировки.
Убитый китайский кинооператор
7 мая 1970 г. по результатам боя был подписан секретный приказ о награждении отличившихся. Теребенков и Пучков стали кавалерами ордена Ленина. Погибших посмертно наградили орденом Красного Знамени. Шесть человек были награждены орденом Красной Звезды, двое – орденом Славы III степени, десять человек – медалью «За отвагу».
China INC
|
Всего комментариев: 0 | |
| |