Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один авианосец «Ляонин», построенный на базе советского крейсера «Варяг». Но по словам самих китайцев, это — только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.
Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно, на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.
Шесть же предполагаемых авианосных групп помимо самих авианосцев будут включать в себя ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Завяленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение «прорыва» флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установления влияния Китая на западе Тихого океана.
Второй и третий авианосец
Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей «Цзянь-15» (J-15). Авианосец пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Строительство этого авианосца заняло всего два года. Для сравнения бывший «Варяг» купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.
Западные аналитики, отмечают этот факт, что Китай значительно ускорил темпы строительства кораблей, а строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то, что новый CV-17 очень похож на «Ляонин», в этом нет ничего страшного. Те же авианосцы типа «Нимиц» строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей. Спуск второго авианосца рассматривается как важнейшая индустриальная и военная веха для Китая.
В то же время, западные эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от самолетов разведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.
Тем временем в Шанхае ведутся работы над созданием и третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки авианосцев типа «Джеральд Форд», а не на советские модели.
CV-17 может в итоге стать и отличной тренировочной базой для перехода уже к созданию реальной авианосной ударной группы, как только в строй встанет третий китайский авианосец.
База в Джибути
Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или «пунктом поддержки», можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет строительные работы в Джибути, а впервые Китай использовал Джибути во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.
Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь китайская база будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она позволит поддерживать операции ВМС Китая в Индийском океане и более оперативно реагировать на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет, Китай будет делать теперь то, что США делали в прошлом.
Другие базы в теории
До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали Порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков, как и ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием китайских военных кораблей.
Сегодня Китай участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам силами китайских военных обеспечить безопасность порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.
В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. При этом сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.
На Мальдивах Китай в рамках концепции «Морского Шелкового пути XXI века» инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные займы Китаю и по сути все объекты в будущем будет контролировать Китай, как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.
То есть в теории Китай, используя экономическое давление, может развернуть свою береговую инфраструктуру на основе китайских коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.
Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство «Синьхуа» в свое время «рекомендовало» создание баз в таких портах как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа-Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).
Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться в этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014 никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.
Илья Плеханов
|
Всего комментариев: 0 | |
| |