22.03.2021
ДОБРОВОЛЬЦЫ НАНЬЯН И ТАКАСАГО: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ВОЙНЫ

История Второй мировой войны хорошо известна большинству людей, во всяком случае, в основных своих событиях. Правда, остается вопрос, что именно эти люди знают о войне. Ведь очень часто это знания основаны на кинофильмах и художественной литературе, где трудно отличить правду от вымысла. Да и академические исследования часто предлагают нам весьма однозначную черно-белую фотографию, где есть «хорошие» парни и парни «плохие», и ничего больше.


События истории, где нет такого однозначного противопоставления, редко когда оказываются в центре внимания общественности. История о добровольцах и транспортных рабочих отряда Наньян и воинах такасаго – одна из таких «запрещенных тем».


Среди членов отряда Наньян были в основном индийцы и малайцы, которые сражались на стороне Китая во время Японо-Китайской войны 1937-1945 годов. Среди воинов такасаго – китайцы, жители Тайваня, которые сражались на стороне Японии. Полная неразбериха – люди разных национальностей, которые сражались на стороне «противника». И лишь одно объединяет этих людей – их отвага и мужество.


Итак, 1939 год. В Европе только что началась Вторая мировая война. Война между Японской империей и Китайской республикой идет уже два года. Более трех тысяч молодых людей, в основном, малайцев, оставили свои семьи и отправились в Китай, где устроились на работу военными механиками и водителями. Местные жители их так и называли – «китайскими механиками, которые приехали из-за рубежа» или «добровольцами из Наньяна». Наньян в переводе с китайского означает «юго-восточная Азия».


Работал этот отряд добровольцев на так называемой «Бирманской дороге». Эта дорога, протяженностью почти две тысячи километров, соединяла город Лашио в Бирме с городом Куньмин в Китае. Бирманская дорога имела большое значение для Китая. После того, как японцы установили полную блокаду морских портов Китая, именно Бирманская дорога стала единственным вариантом транспортировки военной силы и техники.


Интенсивность движения ограничивалась только нехваткой людских ресурсов, как раз тех самых механиков и водителей. Вот тогда-то Китай начал вербовку добровольцев сначала в Сингапуре, а потом в Малайзии.


Задачей водителей-добровольцев из отряда Наньян было обеспечивать бесперебойную работу дороги, что оказалось не так-то легко. Дорога проходила в диких и неприступных горах и ущельях. Ее строили в экстренном порядке с начала 1937 года, то есть уже во время японо-китайской войны.


Это была одноколейная грунтовая дорога, шириной около трех метров. Каждый год в период муссонов дорога либо размывалась, либо заваливалась оползнями. О том, насколько опасной была тут работа водителя, говорит дошедшая до наших дней поговорка: «Если сегодня грузовик упадет в ущелье, то на дне ущелья он окажется только через 15 дней».


Суровая статистика подтверждает это безжалостными цифрами: погибла почти треть добровольцев-водителей, работавших на Бирманской дороге. Еще треть после окончания войны решила остаться в Китае, остальные вернулись на родину.


В те же годы Второй мировой войны коренные жители Тайваня оказались солдатами японской армии. Когда японцы захватили Тайвань в конце 19 века, то на острове жили как представители коренного населения, так и китайцы. И вот в 1942 году в японской армии появились рейдовые части, сформированные из членов племени такасаго – коренного населения горных районов Тайваня, славившегося боевыми искусствами.


Воины такасаго служили под командой японских офицеров. По приблизительным оценкам, в отрядах такасаго было почти восемь тысяч человек. Некоторые исторические источники сообщают о тридцати тысячах бойцов. Это немало, особенно если учесть, что в то время общая численность такасаго было около двухсот тысяч человек.


В октябре 1944 года отряд такасаго отправили сражаться на острова Тихоокеанского театра войны. Они вели партизанскую войну с американцами на острове Новой Гвинеи, а потом на филиппинском острове Лусон. Там десантники такасаго должны были уничтожить максимальное количество американских самолетов на местном аэродроме. Однако операция прошла неудачно, удалось взорвать лишь несколько самолетов. Воины такасаго были частью перебиты на аэродроме, а частью ушли в джунглях. Больше о них не было никаких известий.


В 2006 году в провинции Синьбэй на Тайване в парке водопадов в деревушке Улай был открыт монумент в честь бойцов отряда такасаго. Однако тут вмешалась политика, и через какое-то время мемориальный комплекс был закрыт.


В современном Тайване общество так не смогло определить, кем же были эти бойцы такасаго: героями или предателями китайского народа. Но наверное, тут важно другое. И добровольцы из отряда Наньян, и воины такасаго были обычными людьми, чьими-то сыновьями, отцами, мужьями, братьями, которые просто попали в огненный вихрь войны.



История / 576 / Writer / Теги: история, Сингапур, Тайвань / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
Похожие новости: