20.02.2020
Китай демонстрирует свой интерес к Арктике

Никто не спорит, что в Арктике столкнулись геополитические интересы многих стран. Идет война за арктические шельфы и сферы влияния, Россия и страны НАТО наращивают свое военное присутствие в северном регионе, в минувшем году началась добыча арктических углеводородов... Однако, в гонке друг с другом важно не забывать, что есть еще один очень важный игрок, который, действуя в духе национальной политики, «тихой сапой», пробивает себе путь на вершину. Это Китай.


Недавно был опубликован доклад Центра оборонной политики Китая, в котором он заявил о своих планах на развитие Арктики. Китай «имеет жизненно важные интересы в арктическом регионе, связанные как с экономикой, так и с национальной безопасностью», говорится в докладе. Более того, подчеркивается, что «растущая вовлеченность Поднебесной в арктические дела не позволит небольшому числу держав доминировать в регионе и защитит права неарктических стран».


Китай не имеет никаких территорий в Арктике, но уже успел назвать себя «околоарктической страной» на том основании, что он находится в северном полушарии. Интересно, что при Государственной океанической администрации КНР существует Китайская арктическая и антарктическая администрация. Разумеется, причисление себя к «арктическому клубу» вызвано прежде всего растущими амбициями Китая в этом регионе.


Условно можно обозначить две главных сферы интересов Китая. Во-первых, это, что называется, геополитический интерес, который со временем может перерасти в военно-стратегический. В условиях перенаселения, Поднебесной требуется все больше природных ресурсов, и рано или поздно «дракон» начнет исследование недр Арктики (на данный момент Китай является вторым в мире после США потребителем нефтепродуктов и четвертым в мире по потреблению газа). Кроме этого, являясь главным мировым экспортером, Китай также заинтересован в использовании северных транспортных путей, в частности, Северного морского пути, самого короткого маршрута, связывающего Азию и Европу, опять же совершенного необходимого для оптимизации логистики при растущем потреблении. Северный путь также выгоден Китаю, потому что в Южно-Китайском море между КНР и несколькими странами назревают серьезные геополитические разногласия: в случае закрытия этого пространства Китай лишается важного торгового маршрута — поэтому он и находится сейчас в поиске новых. Во-вторых, это научно-исследовательские интересы, связанные как с экологией, так и с современными технологиями.


Таким образом, Китай развернул активность по всем «северным фронтам». Он стал наблюдателем в Арктическом совете, международном форуме по вопросам Арктики. Членами совета являются восемь стран, имеющие арктические территории, - это Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, Россия, Канада и США, при этом большую часть наблюдателей составляют европейские страны. Статус наблюдателя послужил причиной открытия Китайско-Североевропейского центра арктических исследований в Шанхае в декабре 2013 года. Китай подписал соглашение о свободной торговле с Исландией, что стало первой такого рода сделкой между китайским правительством и европейским государством. Кроме того, Китай инвестирует в горнорудную промышленность Гренландии, где добывается множество полезных ископаемых.


Кое-где китайский бизнес приходит на помощь государству. Весной прошлого года китайский миллиардер Хуан Нубо купил большой участок земли на стратегически важном острове Шпицберген, который, по уверениям Нубо, будет использоваться для элитного северного туризма. Этим участком ранее владела состоятельная норвежская семья. Власти опасались, что сделка Нубо, бывшего сотрудника отдела пропаганды Коммунистической партии Китая, является лишь фасадом для усиления влияния КНР в регионе, однако все равно ее одобрили. Годом ранее Нубо пытался договориться с властями Исландии о получении прав на небольшой участок земли и инвестировании в исландский туризм 200 миллионов долларов, однако последние сначала дали согласие, а потом передумали, видимо, испугавшись «спорного» прошлого китайского миллиардера. При этом Шпицберген, расположенный на 800 килломтеров севернее от европейского континента, — это действительно стратегически важный остров, который потенциально может стать опорным пунктом для китайских судов, следующих по Северному морскому пути. Пока что Китай в этом смысле зависит от 16 российских портов, расположенных по всему маршруту от бухты Провидения на Чукотском полуострове до Баренцева моря.


Сейчас навигация по Северному морскому пути идет всего четыре месяца в году — с июля по ноябрь, однако глобальное потепление влияет на увеличение ее продолжительности. Эксперты предсказывают, что через 10-20 лет Арктика может совершенно лишиться льда. И какими бы ужасными ни были экологические последствия потепления, для транспортировки грузов, в которой так заинтересован Китай, это только на руку. При этом недавно в КНР был создан самый крупный в мире дизельный ледокол, способный пробивать лед толщиной полтора метра. По информации СМИ, готовится к спуску еще один, по всей видимости, атомный ледокол, которому будет по силам четырехметровый лед.


Арктические государства по-разному реагируют на амбиции Китая. Дания считает, что Поднебесная «имеет в Арктике законные экономические и научные интересы», а вот в Канаде убеждены, что она «угрожает суверенитету» арктических стран. Российские власти справедливо полагают, что Китай сейчас находится в активном поиске союзников, и что если сейчас не стать его союзником, то им наверняка станет кто-то другой. Именно поэтому в настоящее время активно развивается российско-китайское сотрудничество в области проектов по добыче нефти и природного газа на шельфовых участках в российском секторе Арктики. К примеру, «Газпром» и крупнейшая нефтяная компания Китая CNPC подписали контракт на поставку в Китай с 2018 по 2020 годы до 38 млрд кубометров газа в год восточным маршрутом по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского и Ковыктынского месторождений (1 сентября началось строительство трубы). Компания «НОВАТЭК» подписала контракты по проекту «Ямал СПГ» с CNPC и Банком развития Китая. По соглашениям, китайская нефтяная компания будет играть ключевую роль в реализации арктического газового проекта, обязуясь покупать ежегодно 3 миллиона тонн ямальского СПГ (китайской компании принадлежит 20% в этом проекте). Помимо уже существующих проектов с Китаем, после введения Западом санкций "Роснефть» рассматривает КНР как нового партнера для ведения проектов в Арктике. Также в 2019 году возможен запуск крупного электроэнергетического проекта России и Китая в Амурской области. "Если параметры ТЭО (технико-экономическое обоснование) окажутся приемлемыми, стройка может начаться в конце этого - начале следующего года", - сообщил министр энергетики РФ Александр Новак журналистам.


При этом, налаживая сотрудничество с восточным соседом, России не следует забывать о крайне активной позиции Китая по отношению к Арктике и о китайских геополитических интересах в этом регионе. Lera




Политика / 795 / DSlavel / Теги: внешняя политика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: