Китайские военно-воздушные силы вместе со всей армией страны в последнее время проходят радикальное качественное обновление, ведущееся очень высокими темпами.
С 2016 года ВВС разделены на пять территориальных командований, заменивших семь бывших военных округов.
В целом в ВВС сохраняют традиционную структуру и состоят из дивизий, каждая из которых имеет в составе три (иногда два) авиаполка. Полк вооружен самолетами или вертолетами одного типа, в дивизии могут быть полки с разными самолетами. В последнее время несколько дивизий расформировано, а входившие в их состав полки переименованы в бригады (по составу идентичные прежнему полку).
Северное командование включает соединения бывших Шэньянского и Цзиннаньского военных округов. Это восемь дивизий, четыре авиационные бригады, две зенитно-ракетные и зенитно-артиллерийская бригады, радиотехнический полк.
Центральное командование включает соединения бывших Пекинского и части Ланьчжоуского военных округов.
Учебно-испытательный центр находится в двойном подчинении Центрального командования и командования ВВС и включает четыре бригады: 170, 171, 172 и 175-ю. 34-я дивизия также находится в двойном подчинении, в нее входят 100, 101 и 102-й полки, оснащенные транспортными, пассажирскими и специальными самолетами и вертолетами. Кроме того, в составе ВВС Центрального командования имеются четыре дивизии, разведывательный авиаполк, пилотажная группа «1 августа», 4, 5, 6 и 7-я дивизии ПВО, 9-я радиотехническая бригада.
Западное командование включает соединения бывших Чэндуского и большей части Ланьчжоуского военных округов. В его составе пять дивизий, четыре авиационные и одна ПВО бригады, три зенитно-ракетных полка.
Южное командование сформировано на основе бывшего Гуаньчжоуского военного округа. В его составе – пять дивизий, три авиационные бригады, вертолетный полк в Гонконге, бригада боевых БЛА, две зенитно-ракетные бригады и зенитно-ракетный полк.
Восточное командование сформировано на основе бывшего Нанкинского военного округа. В его составе – пять дивизий, четыре авиационные, одна боевых БЛА, две зенитно-ракетные бригады.
Как и другие виды НОАК, ее ВВС оснащены копиями старой и новой советской, российской и в меньшей степени западной (в основном французской) техники, а также собственными разработками. Современные образцы достаточно быстро заменяют старые, хотя последние пока доминируют.
Бомбардировщик Н-6 изначально – копия советского Ту-16, который был создан еще в 50-е годы и к настоящему времени очень сильно устарел. Однако в Китае появились модернизированные варианты Н-6Н/М/К с новыми двигателями и увеличенной дальностью полета. Эти самолеты способны нести КРВБ CJ-10, которые могут оснащаться ядерными и обычными БЧ и применяться против наземных и надводных целей.
В настоящий момент на вооружении остается лишь один старый бомбардировщик Н-6А, несущий ядерные авиабомбы В-5 (их имеется не менее 120), еще 91 Н-6 ранних серий находятся на хранении. В строю до 147 новых Н-6 (до 75 Н, до 18 М, до 53 К; еще 12 Н на хранении), их производство продолжается. Количество КРВБ CJ-10 и ядерных БЧ к ним неизвестно.
Фронтовым бомбардировщиком ВВС НОАК является JH-7А. Насчитывается до 140 таких машин, их производство продолжается. Кроме обычного авиационного вооружения они способны нести ядерные бомбы В-4 (в арсеналах их не менее 320).
Штурмовик Q-5 создан в Китае на базе истребителя J-6 (копия старого советского МиГ-19) во многих модификациях. В настоящее время остается на вооружении до 162 Q-5 последних модификаций (J/K/L). Они также могут нести ядерные авиабомбы В-4. Не менее 58 Q-5 – на хранении.
Основу истребительной авиации ВВС НОАК составляют тяжелые истребители семейства Су-27/J-11/Су-30/J-16. В России было приобретено 36 Су-27СК, 40 учебно-боевых Су-27УБК и 76 Су-30МКК. В самом Китае произведено по лицензии 105 J-11А (копия Су-27СК), а затем начато безлицензионное производство J-11В и его учебно-боевого варианта J-11BS. Также разворачивается безлицензионное производство J-16 (копия Су-30), который пока поступает в морскую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС НОАК 67 Су-30 и до 266 Су-27/J-11 (от 130 до 134 Су-27СК и J-11А, от 33 до 37 Су-27УБК, до 82 J-11В, от 13 до 17 J-11BS), производство J-11B/BS продолжается.
Современный легкий истребитель ВВС НОАК J-10 создан на базе израильского «Лави» (который в свою очередь проектировался на основе американского F-16), но с использованием российского и китайского оборудования. В настоящее время на вооружении до 265 J-10 (до 190 J-10А, от 40 до 45 учебно-боевых J-10S, 30 J-10 новых модификаций – 18 В, 12 С), производство продолжается.
Наиболее массовым самолетом ВВС НОАК долгое время оставался J-7, который изначально был создан как копия МиГ-21 и выпускался в Китае во множестве модификаций. Сейчас на вооружении остается примерно 300 J-7, а более 200 J-7 и JJ-7 выведены из состава боевых частей и находятся на хранении, часть переделывается в боевые БЛА.
По уровню развития беспилотной авиации Китай входит в тройку сильнейших стран мира вместе с США и Израилем. Кроме многочисленных разведывательных БЛА созданы ударные «Илонг», WJ-600, «Лицзянь», серия СН. Кроме того, в боевые беспилотники переделываются списываемые истребители J-7 и J-6. Эти машины будут применяться для прорыва ПВО противника (как камикадзе, на которые противник вынужден тратить ЗУР).
Первые китайские самолеты ДРЛО созданы на базе транспортного Y-8 (прототип которого – советский Ан-12). Это четыре Y-8T, три KJ-500 и шесть KJ-200 (он же Y-8W). Кроме того, приобретены в России пять KJ-2000, созданных на базе российского А-50, но с китайской РЛС.
Самолеты РЭБ созданы на базе того же Y-8, всего их от 20 до 24. Также имеется семь самолетов РЭР Y-9JB/XZ/G.
Для обеспечения испытаний баллистических ракет используются два «Боинг-737», три американских же «Лирджет-35» и два «Лирджет-36», пять Ту-154 (еще два на хранении).
В качестве заправщиков используется восемь Н-6U (модификация бомбардировщика Н-6) и три советских Ил-78, будет приобретено еще пять.
Транспортные и пассажирские (VIP) самолеты – 12 «Боинг-737», 3 А-319, 7 Ту-154 (еще до 3 на хранении), 20 Ил-76, по 5 канадских CRJ-200ER и CRJ-700, 7 CRJ-702, не менее 5 новейших отечественных Y-20, 57 Y-8C, 7 Y-9, до 20 Y-11, 8 Y-12, 61 Y-7 (копия Ан-24, еще 2–6 на хранении), минимум 36 Y-5 (копия Ан-2, еще не менее 4 на хранении). Постепенно списываются Ту-154, Y-5, Y-7, Y-8, приобретаются в России Ил-76, производятся Y-9, в ближайшее время будет начато серийное производство первого китайского тяжелого транспортного самолета Y-20.
Значительная часть вертолетов ВС НОАК состоит на вооружении армейской и морской авиации. В ВВС имеется небольшое количество транспортных, пассажирских и спасательных машин: 6–9 французских AS332L, 3 европейских EC225LP, до 35 российских Ми-8 (еще до 6 на хранении) и 12 Ми-17, 17 Z-9В (копия французских SA365), 12–24 Z-8 (копия французских SA321).
Основу наземной ПВО ВВС НОАК составляет российская ЗРС большой дальности С-300, которая приобретена Китаем в количестве 25 дивизионов (по 8 ПУ в каждом, по 4 ЗУР на ПУ) в трех модификациях. Это один полк (2 дивизиона) С-300ПМУ (аналог наиболее старой модификации этой ЗРС – С-300ПТ), два полка (по 4 дивизиона) С-300ПМУ1 (С-300ПС), четыре полка (15 дивизионов: 3 полка по 4 дивизиона, 1 полк – 3 дивизиона) С-300ПМУ2 (С-300ПМ).
На базе С-300 создана китайская ЗРС HQ-9 (хотя полной копией нашей системы она не является). Сейчас на вооружении имеется не менее 12 дивизионов (по 8 ПУ по 4 ЗУР) этой ЗРС, производство продолжается.
К ЗРК средней дальности относится HQ-12 (KS-1A) собственной разработки. На вооружении не менее 20 батарей (по 4–6 ПУ, по 2 ЗУР на каждой). Начались поставки ЗРК HQ-16 (LY-80Е), созданного с использованием технологий российского «Бука». Сейчас имеется не менее 4 дивизионов по 3 батареи в каждом (в батарее – 4 ПУ по 6 ЗУР на ПУ).
В целом ВВС НОАК обладают огромной боевой мощью, которая постоянно увеличивается за счет новых боевых самолетов одновременно пяти типов (Н-6Н/М/К, JH-7, J-11B/BS, J-16, J-10).
Слабые стороны ВВС НОАК – низкое качество авиационных двигателей, нехватка высокоточного оружия, различных систем для ведения сетецентрической войны, в частности самолетов ДРЛО и РЭБ. Однако эти недостатки ни в коем случае нельзя считать фатальными. Так, китайские силовые установки отличаются от иностранных лишь меньшим ресурсом, однако это может быть компенсировано количеством выпуска.
Кроме того, сейчас в КНР развернуты масштабные работы в области двигателестроения. Аналогично дефицит высокоточных боеприпасов компенсируется количеством обычных. Вообще становится понятно, что слишком большое увлечение дорогостоящим ВТО, характерное для западных ВС, оказывается крайне нерентабельным экономически и часто не усиливает, а ослабляет боевые возможности: арсеналы быстро исчерпываются, после чего воевать становится невозможно, а производить новые долго и дорого.
С этой точки зрения отставание НОАК по высокоточным боеприпасам может оказаться даже преимуществом, особенно применительно к крупномасштабной классической войне. Нехватка самолетов ДРЛО и РЭБ также будет устранена в обозримом будущем, поскольку командование НОАК уделяет этому большое внимание.
|
Всего комментариев: 0 | |
| |