Сегодня мы отмечаем продолжающийся процесс трансформации всех сфер социального развития России и Китая. Реформирование экономики также должно соответствовать новым потребностям общества. В этой связи возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов, занятых в системе государственной службы, модернизация которой требует учета как кардинально меняющихся социально-экономических условий развития, так долгосрочных интересов государства.
Процесс реформирования системы государственного управления начался в Китайской Народной Республике и Российской Федерации в 90-х гг. ХХ в. и продолжается по сей день. Он характеризуется как некоторыми общими принципами функционирования, так и существенными различиями. Сегодня Китай активно сотрудничает с Россией, развивая стратегические партнерские отношения в самых разных сферах. Несмотря на то, что государственное развитие Китая и России происходит разнонаправленно (новая российская государственность после 1991 г. строилась на отрицании советского социализма, в то время как реформы в КНР нацелены не на отрицание, а на развитие социализма с китайской спецификой), методы реализации и тактические способы совершенствования системы государственной политики и управления во многих отношениях совпадают, что обусловлено воздействием глобализации, развитием новых технологий управления и информационной революцией. Все это объясняет интерес к сравнительному анализу современных систем государственной службы Китая и России как важнейшему инструменту осуществления государственной политики.
Кроме того, что касается Китая, меры реформирования государственной службы, используемые правительством КНР, представляют научный и практический интерес для различных направлений сотрудничества Китая и России.
Прежде всего, отметим, что постре- формационный кризис переживается Россией и Китаем в различном идеологическом климате. Если Китай, несмотря на всю радикальность экономических преобразований, в целом сохранил марксистскую идеологию, то в России кризис усугубляется тем, что, как выразился известный политолог, депутат Государственной думы РФ В. Никонов, «политический класс до сих пор не предложил убедительной и привлекательной концепции "рос- сийскости", не сводимой ни к этническому, ни к имперскому государству, ни к "новой исторической общности"» .
В рамках конституционно-правовой доктрины в Китае и в России государственная служба понимается в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле государственная служба рассматривается как инструмент обеспечения эффективности государственного управления (когда речь идет о структурных преобразованиях органов государственного управления). В узком смысле служба понимается как деятельность, работа людей, состоящих на службе, направленная на реализацию функций государства и решение стоящих перед ним задач (при таком понимании возникают принципиально иные частные вопросы относительно служебной деятельности - кадровое обеспечение службы, вопросы поступления и прохождения службы и т.п.)
В целом, государственную службу можно определить как институт профессиональной служебной деятельности чиновников на должностях государственной гражданской службы [Василенко 2012: 158-159]. При этом государственный служащий является не просто исполнителем указаний сверху, а выступает активным участником реализации функций государства.
В Китае существует сильная государственная бюрократия, которая, как и в России, имеет широкие полномочия в своей деятельности и традиции корпоративного поведения.
Проблема современной системы государственной службы в обеих странах заключается в том, что Китай, как и Россия, имеет в своей культуре укорененные традиции патримониальной бюрократии, основные классификационные признаки которой, по М. Веберу, - это личная зависимость и личная преданность чиновников вышестоящему начальству (особенно если работа получена подчиненным из рук самого начальника), размытость функций, формально нерегламентированный характер деятельности кадров, их низкий профессионализм.
Так, в современном государственном механизме РФ существуют две проблемы. Первая - обеспечить вертикаль власти (как политической, так и административной) с целью обретения центром опоры на всех уровнях и условий беспрепятственного прохождения идущей сверху политической воли. В настоящий момент российская власть идет по пути опоры на модель отношений «патрон - клиент», включающих в себя родственные и дружеские связи так называемых «верных людей», а также разнообразные формы зависимости, в т.ч. и наличие компромата. Вторая проблема - это целепо- лагание власти: мало простроить вертикаль власти, необходимо решить, куда направить ее действия, причем так, чтобы это направление нашло поддержку на всех уровнях этой вертикали.
В качестве позитивных изменений в политико-правовом статусе государственных служащих в России представляется важным выделить то, что чиновники, начиная с 2013 г., обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы. Впервые чиновникам не только придется давать отчет о зарубежных счетах и недвижимости, но и запрещается иметь заграничные счета.
В свою очередь, в КНР ряд политических изменений, происшедших в конце 2012 г., также стал началом очередного этапа модернизации социально-политической жизни Китая. С 8 по 15 ноября 2012 г. в Пекине прошел 18-й Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая (КПК), на котором произошла смена руководства Центрального комитета (ЦК) КПК.
Следует отметить, что термин «китайская мечта», который начал использовать в своих выступлениях Си Цзиньпин после избрания его на пост Генерального секретаря ЦК КПК, сейчас фактически получил статус главной официальной идеологемы.
В соответствии с традицией китайской философии строительство «китайской мечты», согласно Си Цзиньпину, - это возрождение национальной идеи (как известно, китайские идеологи, когда говорят о будущем, всегда смотрят в прошлое). При этом сама концепция ориентирована на всеобщую консолидацию нации вокруг КПК с целью достижения великой идеи, и этим «китайская мечта» существенно отличается от предыдущей концепции «строительства гармоничного общества» Ху Цзиньтао.
В контексте современных методов борьбы с коррупцией в Китае отметим, что 26 марта 2013 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на заседании Госсовета, посвященном борьбе с коррупцией, заявил, что Китай увеличит усилия по борьбе с коррупцией путем усовершенствования механизма управления властью и осуществления контроля за денежными средствами правительственных чиновников, отметив, что правительство должно сосредоточить внимание на создании инновационно ориентированного и неподкупного правительства, которое осуществляет управление на основе законов.
25 июня 2013 г. на заседании Политбюро ЦК КПК руководство Китая заявило о намерении полностью искоренить распространенную среди членов КПК2 практику использования знакомств и связей для получения официальных постов и повышений по службе.
Новое руководство КНР, возглавляемое Си Цзиньпином, проводит активное реформирование государственной службы для борьбы с бюрократизмом и излишествами (представительскими тратами) среди чиновников.
Новым руководством ликвидированы 82 полномочия ряда министерств, включая влиятельную Национальную комиссию по развитию и реформам (NDRC)3, министерство защиты окружающей среды, другие министерства центрального подчинения, в стремлении сократить канцелярщину и не допускать «микроуправления».
Правящая Коммунистическая партия пообещала либерализовать рынок посредством упрощения административной системы и максимального ограничения вмешательства центрального правительства в микроэкономические вопросы.
Из вышесказанного следует, что, вероятно, в Китае с марта 2014 г. откроется путь для давно ожидаемой реструктуризации госорганов, результатом чего может стать создание новых «суперминистерств» энергетики и защиты окружающей среды, а также снижение значения NDRC.
По мнению востоковеда В.М. Рыбакова, изучающего традиционное китайское право, главный секрет жизнеспособности китайской государственной системы кроется не в каких-то особых законах, а в мобилизационной идеологии - той, которую выработали и сформировали века китайской истории.
Для России, так же как и для Китая, была актуальна во все времена кадровая проблема государственной службы, особенно остро проявляющаяся при переходе государственного аппарата к инновационным формам и методам управления.
На 3-м Пленуме ЦК КПК 18-го созыва говорилось о «совершенствовании и развитии системы социализма с китайской спецификой, продвижении модернизации системы государственного управления и управленческих способностей», и было принято
3 NDRC - огромное суперминистерство с масштабным кругом обязанностей - от проблем уменьшения парникового эффекта до определения цен на электроэнергию.
Постановление ЦК КПК по некоторым важным вопросам всестороннего углубления реформ, в котором было предусмотрено: ускорение трансформации функций правительства: создание правительства, ориентированного на оказание услуг, опирающегося в своей деятельности на соблюдение законодательства;
усиление контроля за исполнением властных полномочий: совершенствование системы наказаний и профилактики коррупции.
Однако подобный сервисный подход, ориентированный на оказание услуг в системе государственного управления, требует и формирования соответствующей сервисной правовой культуры государственного и муниципального бюрократического аппарата, основанной на изменении правовой психологии и идеологии госслужащих.
По итогам пленума, проходившего за закрытыми дверями, был принят документ, в котором перечислены 60 задач, которые должны быть реализованы до 2020 г.
Также ЦК КПК опубликовал два документа, регулирующих процесс формирования внутрипартийных правил и норм. Один документ прописывает полномочия партийных органов в разработке, утверждении, обнародовании, корректировке и отмене партийных нормативных документов. Второй документ определяет основные принципы, касающиеся регистрации, проверки, корректировки или отмены такого рода документов.
Председатель КНР Си Цзиньпин на заседании, посвященном вопросам работы кадров в канун 92-й годовщины образования КПК, заявил, что оценка работы чиновников не будет зависеть просто от их успехов в повышении экономических показателей, КПК должна принять более универсальные критерии оценки своих кадровых работников, не допуская ослабления внутрипартийного руководства и правил.
Следует отметить, что в России, в отличие от Китая, существует проблема «кадрового голода». В свою очередь, в настоящее время в КНР с принятием в 2006 г. закона о государственной службе сформирована новая система кадров. Главным ее отличием от существовавшей ранее является переход от всеобщего централизованного распределения кадров к зачислению граждан в штаты административных органов путем экзаменационного отбора.
Данный Закон является рамочным и регулирует следующие вопросы:
определение понятий «гражданский служащий», «квалификация», «обязательства и права гражданского служащего»;
определение понятия и классификации должностей и рангов;
решение вопроса занятости гражданских служщих, установление порядка и условий оценки труда гражданских служащих, найма, назначения и увольнения, продвижения по службе и понижения в должности, награждения и наказания гражданских служащих;
принятие решений о подготовке, переподготовке и повышении квалификации гражданских служащих, о кадровых перемещениях;
решение вопросов заработной платы и социальной защиты гражданского служащего, о порядке отстранения от должности, пенсионном обеспечении гражданских служащих, порядке обжалований и ответственности гражданского служащего.
По закону претенденты на должность сдают устные и письменные экзамены, по результатам которых проводится зачисление. Вновь принятые на работу госслужащие должны выдержать годичный испытательный срок. При необходимости госслужащие могут работать и вне своего учреждения, по совместительству, но за такую работу они не получают вознаграждение.
Председатель КНР Си Цзиньпин: оценка работы чиновников не будет зависеть от экономических показателей. Приглашения инициируются учреждениями и санкционируются компетентными органами по делам персонала (уровня провинции и выше). Допустимо приглашать служащих на самые важные специальные и на вспомогательные должности. Приглашенные должны подписать с соответствующим учреждением письменное соглашение на срок от 1 года до 5 лет. Запрещено приглашать служащих на должности, связанные с государственной тайной.
Следует отметить, что базовые законы КНР о государственной службе совершенно иначе определяют систему государственной службы, чем принято в европейских государствах и в РФ, где деление по категориям служащих проходит не по видам государственной службы, а по роду деятельности людей, занимающих должности в административном аппарате. В КНР, напротив, государственной службой является любая деятельность гражданина, заключившего служебный контракт и прошедшего соответствующие экзаменационные испытания, причем это не обязательно может быть деятельность по обеспечению полномочий государства и органов государственной власти. В том числе к службе приравнивается трудовая деятельность граждан, осуществляющих ее на государственных предприятиях (в корпорациях).
Сравнивая Россию и Китай, надо отметить, что и ту и другую страну критикуют за несовершенство их социально-политических институтов и отличие от западных демократических эталонов в организации государственной службы. Однако обе страны считают целесообразным придерживаться своих национальных культурно-цивилизационных традиций, существенно отличающихся от западного евро-американского наследия, причем Китай в большей степени, чем Россия, акцентирует внимание на этом различии. КНР сегодня озабочена развитием и обновлением ключевых национальных идей, и этот поиск привел к возникновению концепций «гармоничного общества» и «суверенной демократии», а также стратегии «мягкой силы».
Ключевой частью административной реформы в КНР сегодня является подход, согласно которому проведение экономической и политической реформы в стране должно использоваться для усиления руководства КПК. Достижению этой цели должно служить разделение функций партийных и государственных органов. После вступления в должность в 2013 г. нового председателя КНР Си Цзиньпина, который предложил «заключить полномочия в клетку административной системы», на высоком государственном уровне подчеркивается необходимость совершенствования системы администрирования и государственной службы с целью обеспечения справедливости и формирования «гармоничного общества».
Итак, задача Китая - создать рациональную бюрократию на основе конфуцианской традиции и концепции «китайской мечты». Такой консервативный в идеологическом плане подход полностью соответствует культурно-политическим традициям страны.
В качестве общих направлений и приоритетов дальнейшего совершенствования государственной службы как в Китае, так и в России можно отметить внедрение в систему государственной службы эффективных информационных технологий. Несомненным является тот факт, что создание целостной и эффективной системы государственной службы должно проходить с учетом исторических, культурных, национальных и других особенностей как Китая, так и России. Хао Лун
|
Всего комментариев: 0 | |
| |