Русская эмигрантская пресса в Китае представляет собой уникальное явление в жизни всего российского зарубежья. Первые газеты стали появляться в конце XIX − начале XX вв. По данным китайской статистики, нашими соотечественниками издавалось всего 189 газет и 305 журналов. В силу определенных исторических причин основная масса из них выходила в Шанхае и Харбине.
По количеству выходивших газет, самых разных направлений, пик приходится на начало 1920 гг.- в Харбине, и на 1930 гг. − в Шанхае. Многие из этих изданий выходили в течение десяти и более лет подряд. Наибольшим тиражом издавались харбинская газета «Заря» и «Шанхайская заря».
С 1928 г. Товарищество «Заря» издавало в Тяньцзине ежедневную газету «Наша Заря» на русском языке, увеличивая таким образом свое влияние в Китае. Так был сформирован крупнейший на Дальнем Востоке русский газетный концерн, которым руководил М.С. Лембич. Издавая три самые большие газеты для русских эмигрантов, он практически монополизировал рынок русской прессы в Китае.
Биография М.С. Лембича
Будучи основателем крупнейшего на Дальнем Востоке российского издательства и владельцем газет, М.С. Лембич был уникальной личностью. После окончания училища он работал журналистом в газете «Русское слово». В годы Первой мировой войны (1914−1918 г.г.) был военным корреспондентом, передававшим сообщения с польского фронта (июль−октябрь 1915 г.),за что награжден Георгиевской медалью. Находясь на службе в армии генерала Л.Г. Корнилова, активно участвовал в боевых действиях и был награжден Георгиевским крестом. В 1919 г. Лембич был издателем и редактором газеты добровольческой армии генерала Деникина, затем перешел через линию фронта к А.В. Колчаку. После падения омского правительства М.С. Лембич поселился в Харбине, где основал издательство и газету «Заря», первый номер которой вышел 15 апреля 1920 г.
Ю.М. Крузенштерн-Петерец вспоминала: «Открылась харбинская “Заря” в полном смысле слова на “ура”. Денег не было, но были люди – все молодые энтузиасты. Первая жена Лембича, с которой он впоследствии развелся, но остался в дружеских отношениях, оказалась деятельной помощницей, беря на себя самые разнообразные обязанности, – то сидела в конторе, то бегала по магазинам, собирая объявления.
Стоит отметить, что такого тиража, каким выходила продукция издательства «Заря», не имела ни одна существовавшая на Дальнем Востоке газета. Заслуга М.С. Лембича перед дальневосточной русской печатью в том, что он нашел способ поставить газету на ноги: она, оставаясь делом идейным, должна быть и солидным коммерческим предприятием, без чего в капиталистическом мире существование издания будет зависеть от игры случая. Издательство «Заря» предоставляло рабочие места по меньшей мере тремстам русских эмигрантов в Китае.
1931 г. был годом, когда удача отвернулась от Лембича. К этому времени все харбинские газеты, за исключением китайского «Гун-Бао» − полуофициального издания на русском языке, японского «Харбинского времени» и фашистского «Нашего пути», уже находились под его контролем. Однако, японцы, оккупировавшие тогда Маньчжурию, подкупили управляющего «Зари», а тот, воспользовавшись отсутствием хозяина, фальсифицировал цифры расходов, и выдал векселя японским ростовщикам. Кризис разразился год спустя. В то время Лембич был уже крупным акционером шанхайского банка «Трифткор», поэтому взял там 100 тыс. долларов наличными и помчался в Харбин. «Целую неделю я только и делал, что платил и платил, − весело рассказывал он по возвращении. – Едва на дорогу хватило». Трудности такого рода были для него спортом, и он никогда не преследовал по суду обманувших его, хотя бы и на огромные суммы.
В ноябре 1932 г. М.С. Лембич внезапно заболел пневмонией и 29 ноября скончался в Шанхае.
«Заря» в Харбине
После Октябрьской революции и гражданской войны волна беженцев принесла в Китай немало писателей, поэтов, журналистов и издателей. Они в значительной степени способствовали тому, что Харбин за короткое время превратился в один из основных центров печатного дела в зарубежье.
Следует отметить, что к этому времени характер харбинской прессы совершенно изменился. В техническом отношении она сильно шагнула вперед. Конкуренция породила стремление к совершенствованию информационной работы. Оперативность стала залогом успеха.
Значительную роль в этом отношении сыграла «Заря», бывшая в первый период своего существования чисто сенсационной, рассчитанной на самый широкий круг читателей. Наличие во главе этой газеты двух опытных столичных журналистов – М.С. Лембича и Г.Н. Шипкова – обеспечило ей быстрый успех.
«Заря» − ежедневная газета, которая издавалась в Харбине с 15 апреля 1920 г. по 20 августа 1942 г. Кроме ежедневных, также выходили праздничные, послепраздничные и воскресные номера. Количество страниц в ежедневных газетах: 4−7 (с рекламными вкладышами), в праздничных – до 35. С 1923 по 1925 гг. «Заря» издавалась как утренняя и вечерняя газета. С 1920 по 1935 гг. вышло 5 270 номеров. На протяжении 1920–1930 гг. «Заря» постепенно стала одной из самых читаемых ежедневных газет русского населения на Дальнем Востоке.
Организаторские и предпринимательские способности М.С. Лембича в значительной степени обеспечили успех «Зари» как ежедневной газеты. По свидетельству Г.Г. Сатовского-Ржевского, «…до него местные русские газеты носили характер либо правительственных, либо узкокружковых изданий, не имевших общественного значения и не отражавших русских национальных нужд»
Популярность «Зари» была обусловлена продуманной издательской политикой, учитывавшей все специфические особенности русской зарубежной диаспоры, ее духовные и культурные запросы. Оперативность подачи информации и объективность в освещении самых различных проблем дальневосточной и международной жизни определяли стойкий читательский интерес к этому изданию.
Повсеместно в газете публиковались ежедневные новости, хроника событий, уголовная хроника (рубрики «По краю», «Вечерние новости», «По линии» и др.). Согласно данным начала 1920 г., газета получала информацию от собственных корреспондентов в Пекине (П. Горвей), в Берлине (Н Ряжский), в Париже (Н. Ухтомский), а также перепечатывала оперативную информацию из американских, европейских, советских изданий. «Заря» знакомила читателей с жизнью русских в других центрах эмиграции, а также в СССР непосредственно на Дальнем Востоке, публиковала аналитические статьи и свидетельства очевидцев.
Особое внимание уделялось важнейшим культурным событиям, новостям литературной, театральной, музыкальной жизни, как местной, так и мировой. Среди них можно выделить ежегодные «Дни русской культуры», приуроченные ко дню рождения А.С. Пушкина, отклики на выступления в Харбине Н.К. Рериха, Ф.И. Шаляпина, А.Н. Вертинского, присуждение Нобелевской премии И.А. Бунину. Номер от 8 марта 1936 г. знакомил читателей с подробностями встречи в Харбине Ф.И. Шаляпина. Редактор газеты Н. Кобцев поделился своими впечатлениями, опубликовав беседу с артистом. Прощальное слово Ф.И. Шаляпина, напечатанное в номере от 22 марта, содержало благодарность за горячий прием и ответ тем лицам, которые старались приклеить ему «политические ярлыки», упрекая в антипатриотизме.
Редакция «Зари» стремилась сделать газету объективным и демократическим органом, отражающим общественные настроения русской эмиграции в Китае. Издание «Зари» открыло новую страницу в истории харбинской прессы. Это было высокопрофессиональное издание с броскими заголовками, фигурной версткой, удачным подбором различных шрифтов на полосах, злободневными фельетонами на местные эмигрантские темы. В газете имелся специальный отдел, освещающий местную жизнь. Благодаря глубине аналитических материалов и оперативности сбора информации о жизни эмиграции и самого Китая газета «Заря» пользовалась большой популярностью у читателей. К 1924 г. издание уже имело тираж 12–15 тыс. экз. Газета создала вокруг себя большой и устойчивый читательский актив, привлекла к сотрудничеству ряд видных русских писателей и журналистов.
После смерти основателя и издателя газеты М.С. Лембича в 1932 г. издание «Зари» перешло к Товариществу «Заря» в лице О.В. Лембича, Е.С. Кауфмана и Г.Н. Шипкова, который вскоре вышел из издательства, получив в единоличную собственность одну из трех выпускаемых им газет – тяньцзинскую «Нашу Зарю».
Во второй половине 1930 гг. японская власть усилила контроль над русской эмиграцией в Харбине. Частные издания стали закрываться одно за другим или начинали выходить в Шанхае. В Харбине остались только газеты нейтрального толка: «Заря», «Рупор», журнал «Рубеж» и др. Они заискивали перед японскими властями, но так же не избежали своей участи. В 1938 г. был закрыт «Рупор» , а 20 августа 1942 г. японские власти заставили газету «Зарю» слиться с официозным изданием «Харбинское время».
«Шанхайская заря»
В Шанхае курс, заданный «Зарей», продолжила ежедневная газета «Шанхайская заря», основанная М.С. Лембичем в 1925 г. Редактором ее был Л.В. Арнольдов. В состав редакции газеты вошли известные русские писатели и журналисты: Л.В. Арнольдов, Л.С. Астахов, Ф.И. Благов, Р. Бенц, Н.Н. Брешко-Брешковский, С.И. Варшавский, А.А. Гзель (Австралия), Б. Глебов, Далекий друг, Дон-Аминадо, Г. Дьяков, В. Жалудский (Америка), Н. Зорин, А.Ф. Каршин, А.И. Куприн, Б. Лазаревский, И. Лукаш, Елена Ли (Берлин), И.Л. Миллер, Вас. Немирович-Данченко, Н.И. Покровский, А.М. Ренников, К. Римский, Гр. Сатовский-Ржевский, Борис Суворин, Илья Сургучев, Н.И Тэффи, Е. Тарусский, Саша Черный, Евг. Шахов, Б. Шилов, Ал. Яблоновский и др.
Газета пользовалась особым влиянием и популярностью, особенно в 1930 гг., когда центр общественной и культурной жизни русской эмиграции переместился из Харбина в Шанхай.
«Шанхайская заря» издавалась непрерывно в течение более 20 лет на 8−12 полосах большого формата. С 1932 г. стала выходить «Вечерняя заря», которая усилила влияние и популярность «Шанхайской зари» среди русской эмиграции. Согласно статистическим данным 1936 г., по тиражу она занимала третье место среди других иностранных газет в г. Шанхае.
Парижским корреспондентом изданий М.С Лембича с 1927 г. был известный русский журналист Борис Алексеевич Суворин (1879−1940). В эмиграции он работал в парижской газете «Возрождение», был редактором газеты «Вечернее время» и, совместно с А. Филипповым, «Русского времени». Приехав в 1928 г. в Шанхай, он стал редактором газеты «Шанхайская заря», а на следующий год возглавил газету монархического и националистического направления «Время», которая издавалась в Шанхае до 1932 г.
Деятельным сотрудником «Шанхайской зари» был журналист и поэт Н.Д. Шилов (псевдонимы: Герцог Лоренцо, Коля Шило). В разные годы, начиная с 1918 г., он редактировал в Маньчжурии газету «Восточная Азия», был фельетонистом газеты «Заря», писал в газету «Рупор», заведовал редакцией журнала «Рубеж», где вел отдел «Сатира и юмор». Его редкие лирические произведения пользовались успехом и обращали на себя внимание большим чувством, с каким автор описывал родную ему тайгу и другие красоты Восточной Сибири и Приморья. Поэт тонко чувствовал природу и находил для ее изображения свежие слова и краски. Шилов жил в Шанхае с 1932 г. и работал в «Шанхайской заре» и «Вечерней заре». В 1934 г. на конкурсе русских поэтов в Шанхае Шилов был избран «Королем поэтов» и получил литературную премию. Он отличался добродушием, исключительной терпимостью к окружавшей его обстановке и людям, пользовался симпатией со стороны коллег и среди своих многочисленных знакомых. Типичный представитель богемы, Н.Д. Шилов жил и работал, совершенно не щадя своего здоровья и дарования, что в конце концов привело к трагической развязке. Он скончался от горловой чахотки в шанхайской больнице.
Помощником редактора, а затем и редактором газеты «Вечерняя заря» был журналист и художник Алексей Владимирович Петров (псевдоним Полишинель). Штабс-капитаном он участвовал в первой мировой войне. Во время гражданской войны работал в газетах Приморья и Харбина. В Шанхай Петров приехал в 1930 г. После окончания второй мировой войны он получил советское гражданство и вернулся в СССР.
Работал в газете «Шанхайская заря» и Константин Алексеевич Лобачев, редактор другой шанхайской газеты, «Вечерняя заря», и еженедельного приложения «Рубеж в Шанхае», владельцем и издателем которого был Е.С. Кауфман. Приложение выходило недолго: с июля по декабрь 1941 г. тиражом 500–1000 экз. и закрылось из-за финансовых трудностей.
Редакцией газеты «Шанхайская заря» с 1932 г. заведовал Александр Иванович Вейс, подпоручик артиллерии, участник первой мировой и гражданской (в армии А.В. Колчака) войн, секретарь управляющего Иркутской губернией, затем помощник начальника Бодайбинского округа. Он публиковал статьи в харбинских газетах с 1920 по 1931 гг., был первым редактором газеты «Гун–бао» (с 7 декабря 1926 по 7 декабря 1928 гг.).
«Наша заря» в Тяньцзине
Издательство «Заря» в «борьбе за своего читателя» стремилось охватить не только центры дальневосточной эмиграции, но и места локального проживания русскоязычного населения. Логическим продолжением такой издательской политики стало появление «Нашей зари».
Первый номер издания вышел в мае 1928 г. Редактором стал И.Л. Миллер, сумевший наладить работу живой и бойкой газеты, нравившейся широкой публике.
В газете «Шанхайская заря» от 3 мая 1928 г. в редакционной статье отмечалось: «Являясь неразрывной частью “Зари” и “Шанхайской зари”, вышедшая сегодня в свет в Тяньцзине “Наша заря” будет стоять на той же антикоммунистической платформе... Но, будучи антикоммунистической, “Наша заря”, подобно харбинскому и шанхайскому изданиям “Зари”, не будет в то же время служить интересам тех отдельных личностей из крайне правого лагеря, которые своей оголтелой “политикой” только компрометируют русское имя на Дальнем Востоке... Нарождающейся газете одинаково не по пути ни с красным, ни с этим лагерем. Ее задача – общение с широкими рядами зарубежной русской общественности, обслуживание всех запросов этой русской массы, столь же чуждой коммунизма, как и оторванных от жизни узкополитических устремлений единичных обскурантов».
На страницах «Нашей зари» публиковались материалы Г.Г. Сатовского-Ржевского, Л. Астахова, Далекого Друга, Мистера Грина (раздел фельетона), а также произведения А. Яблоновского, Саши Черного, Дон-Аминадо, А. Ладинского, других известных представителей дальневосточной и западноевропейской эмиграции.
После отъезда Миллера в Шанхай газету «Наша заря» возглавил бывший редактор харбинской «Зари» Г.Н. Шипков. В газете принимали участие многие известные литераторы и журналисты не только из Китая: присылал свои статьи из Токио Г. Оргинский, из Сиднея – И. Серышев, из Парижа – В.Н. Унковский и В.Л. Бурцев. «Наша заря» успешно раскупалась жителями Тяньцзиня и издавалась около десяти лет. В 1939 г. под давлением японцев газета была закрыта.
В заключении хочется отметить, что в истории современной общественной жизни Китая иностранные газеты, в том числе и русские, сыграли важную роль в развитии китайской журналистики на этапе ее становления, способствовали развитию социальных процессов, имели огромное историческое значение.
Чжао Юнхуа
|
Всего комментариев: 0 | |
| |