Фактически индийские аналитики-стратеги разбились на два лагеря. Одни говорят, что проект Китая «Один пояс — один путь» — экономическая и стратегическая угроза Индии. Другие уверяют, что Китай можно переиграть.
Проекты Пекина подразумевают инвестиции в размере миллиардов долларов. Естественно, они изменят экономики стран, их получающих. И большинство этих стран-получателей — привычный для Индии ареал распространения своего влияния. Именно поэтому эксперты Индии считают, что стране необходимо тщательно присмотреться к перспективам «Одного пояса — одного пути». При этом у самой Индии нет достаточного объема финансовых ресурсов, чтобы предложить своему региону какую-либо жизнеспособную альтернативу китайской инициативе.
— Правительство Индии весьма осторожно в своих китайских заявлениях. Оно не готово махать руками и выступать против «Одного пояса». В то же время оно сидит, скрестив руки, ясно давая понять, что не одобрит никакого проекта, если ему не понравится то, каким образом этот проект был разработан и реализован, — говорит Шашанк Жоши, старший исследователь Института войны и мира, британского аналитического центра в области безопасности. — Правительство Индии не может выглядеть как сторона, активно противящаяся проектам, в которых малые соседи Индии получают крупные капиталы, которых у самой Индии нет.
Профессор Брахма Челлани из нью-делийского Центра стратегических исследований рассматривает инициативы КНР как своеобразный ребрендинг в рамках стратегии «нитки жемчуга» — так называют малых соседей КНР, окружающих страну в Юго-Восточной Азии.
— Индия взирает на это как на стратегическое кольцо вокруг себя. Если говорить конкретно, Китай направляет инвестиции в развитие морских портов Южной Азии, для него это промежуточная стадия развития систем зарубежных баз военно-морского флота. Китай уже построил новый крупный порт в исторической гавани Хамбантота на Шри-Ланке. С него очень удобно контролировать навигацию, особенно ту, что связана с перевозками углеводородов. Но этот порт очень важен для интересов обороны Индии, — рассуждает профессор Челлани.
В 2014 г. другой ключевой порт Шри-Ланки, Коломбо, посетили китайские субмарины. Это породило опасения, что Шри-Ланка станет больше военной базой Китая, нежели экономическим проектом. Также Китай планирует направить инвестиции в порты Бангладеша и Мьянмы. И это тоже вызывает опасения по поводу возможного двойного назначения этих объектов, — как и любых других, в строительство которых Китай вкладывает деньги.
Профессор Челлани говорит, что возрождение древнего Шелкового пути — по сути ребрендинг имперской экспансии:
— Это не просто торговые инициативы. Деятельность Китая обретает все больше стратегический окрас.
Наиболее настороженно Индия относится к проекту строительства пакистано-китайского экономического коридора стоимостью 46 миллиардов долларов США. Пакистан владеет ядерным оружием и является соперником Индии. Официально этот проект подразумевает безопасные пассажиро-грузовые маршруты с запада Китая до пакистанского порта Гвадар, находящегося во владении Китайской зарубежной порто-холдинговой компании. Этот порт, в свою очередь, является одним из важных промежуточных звеньев между Азией и Персидским заливом. Более того, часть коридора пройдет через Кашмир, за который соперничают Пакистан и Индия.
Аналитики говорят, что китайские инвестиции в Кашмир усилят Пакистан:
— Проект большой, там предусмотрено присутствие Народно-освободительной армии Китая, гарнизоны которой будут охранять некоторые объекты. Таким образом, в самом сердце территории, которую Индия считает своей и оккупированной, появится чужая армия, — говорит г-н Жоши. – Поэтому Индия очень осторожна в своей китайской риторике.
При этом в своем недавнем заявлении командующий сухопутными войсками армии Пакистана, генерал Рахил Шариф обвинил Индию в преднамеренном подрыве проекта:
— Индия открыто бросила вызов развитию этой инициативы. Мы никому не позволим создавать препятствия проекту или провоцировать турбулентность в любой части Пакистана.
Тем не менее, в самой Индии есть аналитики, считающие, что сопротивляться инициативам Китая не следует. Надо искать преимущества — тем более, что Индия является членом Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
— На каждый их пояс мы можем создать объезд, который соединит возможности Индии и глобальный рынок, вместо того чтобы открыто противостоять им, не так ли? — рассуждает Самир Саран, представитель аналитического центра Observer Research Foundation. – Мы смогли бы использовать их институты, чтобы извлечь свою выгоду.
|
Всего комментариев: 0 | |
| |