23.02.2020
История развития китайской авиации (часть первая)

Военно-воздушные силы НОАК были созданы 11 ноября 1949 года, после победы КПК в гражданской войне, однако, если коснуться истоков, то можно обнаружить, что первая помощь Китаю, была оказана еще в 1939 году. До этого времени, в Поднебесной находилось лишь несколько небольших заводов по производству истребителей.


Так, например, в Наньчане (городской округ в провинции Цзянси), располагался завод по сборке истребителей FIAT. Известно также о попытках наладить из имеющихся запчастей производство бипланов Curtiss Hawk III. 


Curtiss Hawk III китайской сборки и опознавательными знаками Гоминьдана


28 октября 1937 года из СССР в Сучжоу прибыла первая группа советских истребителей И-16.


Самолеты 70-го ИАП на полевом аэродроме в Китае.


Вскоре после начала поставок советской авиационной техники, китайское правительство решило разместить ее производство на своей территории. 9 июля 1938 года посол Китая в СССР Ян Цзэ приступил к обсуждению этого вопроса с советским правительством, результатом которого, стало подписание 11 августа 1939 года протокола о строительстве самолетосборочного завода в районе Урумчи. Протоколом предусматривалась сборка из советских частей, деталей и узлов до 300 И-16 в год. Первая очередь завода была закончена 1 сентября 1940 года. В советских документах он получил наименование "Авиазавод №600". Однако, китайцам произведенные в Урумчи И-16 (по-видимому, там производили тип 5 и УТИ-4) так и не достались.


В апреле 1941 года на заводе находилось 143 законсервированных истребителя, хранящихся там на протяжении 6-8 месяцев, которые решено было передать обратно в Советский Союз. Передача техники состоялась уже после начала войны. Машины собирались, облетывались, камуфлировались, после чего, принимались военными летчиками и свои ходом отправлялись в Алма-Ату.
Таким образом, к 1 сентября было доставлено 111 самолетов (один И-16 был потерян в горах), а оставшиеся 30 - И-16 и 2 - УТИ-4 ушли в Алма-Ату до конца года. В течение 1941-1942 гг завод №600 занимался изготовлением отдельных агрегатов для И-16, однако новых самолетов здесь больше не строили.


Несмотря на это, бытуют мнения, что китайцы освоили нелицензионную сборку "ишаков" на базе итало-китайского предприятия SINAW в Наньчане. 9 декабря 1937 года производство там было свернуто по приказу Муссолини, а станочный парк завода сумели по речным путям эвакуировать в Чунцин в первой половине 1939 г. Оборудование было решено разместить в пещере 80 на 50 метров. Обустройство нового завода заняло год, а предприятие получило название "Вторые авиационные производственные мастерские ВВС".


Стоит отметить, что работа по подготовке выпуска копий истребителей И-16 началась еще до прибытия станков с завода. Китайский аналог получил обозначение "Чань-28-I". Чертежи для него, как и в Испании, снимались с деталей «живых» истребителей.


Однако, достаточного количества станков у китайцев все - таки не было, а влажность в пещерах достигала 100%, поэтому исходя из реальных условий, была полностью изменена технология выклейки монококовой обшивки фюзеляжа. Методы контроля качества продукции по-прежнему оставались примитивными и занимали много времени. Металлические лонжероны, шасси и колеса - советского производства, предполагалось демонтировать с неисправных самолетов. В качестве двигателей использовались М-25 с неисправных И-152 и И-16, а так же, Wright-Cyclone SR-1820 F-53 взлетной мощности 780 л. с., которыми оснащали китайские бипланы "Хок-III". Двухлопастные воздушные винты поставлялись из Советского Союза в комплектах ЗИП к истребителям И-16, кроме того винты "Гамильтон Стандарт" так же можно было снять с истребителей "Хок-II". Из вооружения на борту предполагалось два крупнокалиберных пулемета "Браунинг".


Сборка первого истребителя Чань-28-I началась в декабре 1938 г., и была завершена только в июле 1939 г. Самолет получил заводской номер Р 8001 и прошел всесторонние наземные проверки, прежде чем впервые оторвался от земли. Летные испытания завершились успешно.


Но планам опять не суждено было сбыться. За все время, в Поднебесной было построено всего два одноместных истребителя Чань-28-I, так как с появлением в китайском небе японских истребителей "Зеро" и без того не слишком большая результативность китайских пилотов на И-16 упала почти до нуля, а выпускать заведомо устаревший истребитель не имело смысла.


Китайский "Чань-28-I".
Обратите внимание на увеличенные обтекатели крыльевого вооружения, не характерные для советских моделей И-16


Стоит заметить, что в период японо-китайской войны, китайцы так же применяли бомбардировщики СБ-2-М-103. Их первая партия прибыла в Китай вскоре после начала серийного выпуска на заводе № 125 в конце 1939 г. Бомбардировщики поступили на вооружение эскадрилий ВВС Китая, личный состав которых состоял из советских волонтеров.


Бомбардировщик СБ-2-М-103


Однако, через некоторое время советских добровольцев из Китая начали выводить. Советский Союз продолжал поддерживать китайское сопротивление, но отныне предпочитал оказывать сугубо материальную помощь.


На боеспособности китайских ВВС отзыв советских специалистов сказался крайне отрицательно. Неопытные китайские пилоты все чаще гробили самолеты, а неопытные техники не обеспечивали надлежащего обслуживания матчасти.


Майор Иван Полбин рядом со своим СБ-2


27 декабря 1939 г. три бомбардировщика СБ с экипажами из числа последних оставшихся в Китае советских добровольцев, взлетев с аэродрома Хиньчжанг, нанесли удар по японским войскам в районе перевала Куньлунь. Бомбардировщики эскортировали три последних боеспособных истребителя Глостер «Гладиатор» из 28-й эскадрильи.


После окончательного вывода советских специалистов из Китая, все уцелевшие СБ были сосредоточены в I-й и 2-й группах китайских ВВС.


Всего с октября 1937 г. по июнь 1941 г. Китай получил 1250 советских самолетов. Их переброски по трассе Алма-Ата – Ланьчжоу, приняли систематический характер и получили кодовое наименование "Операция Z". Более того, не позднее 1939 г. советское руководство организовало в Урумчи учебный центр, в котором советские инструкторы обучали китайских летчиков пилотированию самолетов Р-5, И-15 и И-16.


Китайский летчик на фоне И-16, июнь 1941 г


Новый этап строительства ВВС страны начался в конце 60-х годов XX века и характеризовался поступлением в войска ядерного оружия. В этот период в КНР были предприняты практические меры по созданию собственных образцов авиационной техники и средств ПВО, закупке современного авиационного оборудования в ведущих капиталистических странах. Однако из-за охлаждения отношений с СССР, отзыва из страны советских специалистов, и в последующем, культурной революции, китайскому руководству не удалось сократить отставание в данной области.


В период культурной революции большинство военных программ, не связанных с созданием стратегических вооружений, пострадали от сокращения ресурсов государства, политических кампаний (в том числе отправки интеллигенции на перевоспитание в деревню), общей дезорганизации в тот период китайской науки и системы образования. Играла свою роль и международная изоляция, прежде всего отсутствие связей с СССР, превратившимся для Китая в главного военного противника. Поэтому, к примеру, с серийным производством самолетов "J-7" и "H-6" китайцы смогли разобраться лишь в 1970-е годы.



Справка:


В настоящее время, J-7 ("Цзянь-7") различных модификаций составляют около 60 % всех истребителей ВВС НОАК. Созданные в развитие самолета МиГ-21Ф, машины этой серии отличаются относительно невысокой стоимостью и поэтому рассматривались военным руководством КНР в качестве массовых - в отличие от более совершенных, но дорогих истребителей нового поколения. Лишь некоторое количество (около 80 единиц) самолетов "Цзянь-7" модификации J-7III являются всепогодными истребителями ПВО, способными выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях днем и ночью.


Китайский многоцелевой истребитель J-7


Тем не менее работы по копированию советского оружия продолжались. Почему именно советского? Армию необходимо было перевооружать, а имевшаяся производственная база была создана при помощи СССР, многие инженеры учились в Советском Союзе и знали русский язык, а страны Запада даже после нормализации американо-китайских отношений в начале 1970-х годов долгое время передавать китайцам технологии не горели желанием. В итоге, опираясь на наши разработки, китайцы начали производить собственные реактивные бомбардировщики H-5 (ИЛ-28) и H-6 (Ту-116).



Справка:


H-6 (Hōng-6) - представляет собой модернизированную лицензионную копию бомбардировщика Ту-16.


Китайский реактивный бомбардировщик H-6D


Совершил первый полет в 1959 году, и не смотря на моральное устаревание, командование китайских ВВС ввиду отсутствия реальной альтернативы вынуждено продолжать его использование (даже дополнительно заказывать небольшие партии) в качестве авиационного носителя стратегического ядерного оружия.


Боевой радиус действия самолета составляет 2 300 км, то есть в зоне его досягаемости находятся территории российского Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, Корейского п-ова, Японских и Филиппинских о-вов.


С 2006 года серийно производится новая модификация бомбардировщика - "Хун-6М". Ее особенностями являются: увеличенная дальность полета за счет встроенного в бомбоотсек топливного бака; усовершенствованная форма хвостовой части фюзеляжа (в частности, демонтированы блистеры кормового стрелка); наличие четырех подкрыльевых пилонов подвески управляемых ракет класса "воздух - земля".


Бомбардировщик H-6 использовался Китаем для первого воздушного ядерного взрыва над Лоб-Нором 14 мая 1965 года.


В дальнейшем, уже без каких-либо советских лицензий 1970–1980-е годы, закупая в третьих странах образцы оружия и копируя их, китайцы воспроизвели знаменитую советскую 122-мм гаубицу "Д-30" (тип 85), боевую машину пехоты "БМП-1" (тип 86), противотанковый ракетный комплекс "Малютка" ("HJ-73"), военно-транспортный самолет "Ан-12" ("Y-8"), переносной зенитно-ракетный комплекс "Стрела-2" ("HN-5") и некоторые другие системы оружия. Создавались первые оригинальные образцы вооружения, такие как бронетранспортер "К-63". Глубоко перерабатывались советские прототипы, например, на базе "МиГ-19" был создан штурмовик "Q-5".



Справка:


Q-5 (Qiang-5) -  китайский штурмовик, представляющий собой глубокую модернизацию Shenуang J-6 - китайской лицензионной копии МиГ-19. Является первым боевым самолётом китайской разработки, строившимся серийно.


Китайский штурмовик Q-5


Свой первый полет совершил 4 июля 1965 года, поступил в серию с 1970 года.


Несмотря на общую базу, отличия от МиГ-19 весьма значительны. Воздухозаборники были перемещены в бока фюзеляжа для того, чтобы освободить в носу место для прицельной РЛС (которая считается недоведенной до сих пор). Добавлен внутренний бомбоотсек, число точек подвески увеличено до 6.


Продолжение следует…




НОАК / 825 / DSlavel / Теги: ВВС, армия / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("http://sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar
Похожие новости: