В Пекине закрывается политический сезон. Закончилась сессия Народного политического консультативного совета, а сегодня, как ожидают, завершит заседания парламент. Он одобрил три важных документа – доклад премьера Ли Кэцяна о работе правительства, доклад государственной комиссии по реформе и развитию и доклад Министерства финансов о бюджете. Ключевым моментом стало принятие гибкой шкалы годового прироста ВВП в течение пятилетки. Он составит от 6,5 до 7%. Это сигнал кадрам на местах: они должны не только обеспечивать увеличение производства, но и проводить болезненные реформы. Их результаты, как показывают демонстрации шахтеров, приносят лишения тысячам рабочих.
На Западе парламент – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) – называют резиновой печатью партии. Действительно, выборы депутатов контролируются КПК. Но это не значит, что на сессиях не бывает столкновения мнений, особенно по таким темам, как социально-экономическое развитие, необходимость сокращать разрыв в уровне жизни между верхами и низами. Ведь от этого зависит легитимность Коммунистической партии в глазах населения.
Как пишет Фон Так Хо, обозреватель издания Asia Times, установление гибких темпов роста в пятилетнем плане представляет собой явный отход от практики прошлого, когда назывались точные цифры. Такой метод стал необходим, так как Срединное царство закончило прошлый год с показателем 6,9% прироста ВВП. Это самый низкий результат за последние 25 лет.
Сам Ли Кэцян назвал более скромные темпы новой нормальностью. Стране придется привыкать с ней жить, так как размеры экономики увеличились по сравнению с 90-ми и началом нулевых. В то же время он признал, что турбулентностей не избежать. «В этом году нас ждет больше трудностей. Вызовы становятся крупнее. Мы должны быть готовы к тяжелому бою», – сказал он в докладе.
Спрашивается, выполнимы ли задачи, обозначенные в пятилетнем плане. В беседе с «НГ» заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский отметил, что «каждый процент роста дается с трудом. Это и есть «новая нормальность». Тем не менее темп в 6,5–7% в год вполне реален. Я имею в виду показатели увеличения ВВП. А по экологии скорее всего и по науке и технике наверняка задания не будут выполнены. Проблема в том, что эти деньги надо отрывать от инвестиций в основные производственные фонды. Ведь все социальные программы связаны именно с ростом ВВП. Если не будет мощной экономики, то как бороться с бедностью? Откуда брать финансирование? Поэтому местные руководители не пойдут на сокращение инвестиций».
ВСНП наметило обеспечить «малое благоденствие» гражданам к 2020 году. Это означает, что доход на душу населения составит более 3 тыс. долл. в год. Правда, такого результата не удастся добиться в пяти отсталых провинциях – Тибете, Юньнани, Ганьсу, Гуйчжоу, Цинхае и одном автономном районе.
Одна из главных забот руководства – не допустить увеличения безработицы. Тут результат таков: в прошлой пятилетке создано 65 млн новых рабочих мест. Сейчас городская безработица составляет 4,1%. Это очень мало. Но тут возникла другая проблема: уменьшается количество людей рабочего возраста. Кто будет заполнять вакансии рабочих? Поэтому и разрешили иметь в семьях двух детей.
Касаясь утверждений ряда западных исследователей, что реальную картину китайская статистика искажает, эксперт отметил, что ее легче проверить, чем российскую. Американский экономист Николас Варди критерием сделал показатели китайского импорта. Он сопоставил данные китайской таможни с данными об экспорте в Китай у его партнеров и обнаружил, что показатели совпадают. Что это означает? Если темпы роста Китая не 6,9%, а 2,5%, как пишут некоторые СМИ и исследователи, тогда возникает вопрос: зачем нужен громадный импорт? А ответ состоит в том, что он идет на нужды растущей экономики. В заключение Островский подчеркнул, что объем импорта в минувшем году уменьшился. То есть Китай меньше зависит от внешнего мира, чем прежде.
Как пишет агентство «Синьхуа», в решениях ВСНП нашли воплощение положения политической экономии генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина. Руководствуясь марксистским учением, он приспособил политэкономию к специфическим условиям Китая. В частности, выступая перед депутатами из Шанхая, Си указал, что нужно заинтересовать в результатах труда промышленных рабочих, рабочих-мигрантов. «Рабочий класс – это хозяин», – подчеркнул он.
Правда, сомнительно, чтобы теоретические новации лидера КПК сильно впечатлили шахтеров из города Шуанъяшань в провинции Хэйлунцзян, граничащей с Россией. Как передало агентство AFP, тысячи горняков прошли по улицам города, требуя от владельцев предприятия выплаты долгов по зарплате. Тяготы рабочих усугубляет отсутствие перспектив на восстановление отрасли. Дело в том, что уголь подешевел, потребность в нем падает. Между тем самая крупная в провинции добывающая компания «Лунмай», как заявляют местные власти, использует гораздо больше рабочей силы, чем в среднем по стране, для добычи каждых 10 тыс. т. угля.
Стало быть, нужно проводить реструктуризацию, сокращать персонал. Но правительство не хочет этого делать, опасаясь волнений и протестов.
|
Всего комментариев: 0 | |
| |