Турция, так же как и Украина, уже давно является местом столкновения интересов нескольких крупных геополитических игроков. Есть, правда, и некоторые отличия. Например, в Турции очень большую роль играет Китай, для которого Турция является одним из связующих звеньев между Европой и Азией в контексте главного внешнеполитического и экономического проекта КНР - Нового Шелкового Пути. А еще, в отличие от Киева, Анкара хоть и играла в многовекторность, но все-таки старалась сохранять определенную независимость во внешней политике. К сожалению, есть риск, что эта независимость осталась в прошедшем времени.
Если смотреть на Турцию из Вашингтона, то можно выделить два важных проекта, в которых участвует эта страна и которые нужно срочно саботировать: Турецкий Поток и Новый Шелковый Путь.
Российская блогосфера, да и ваш покорный слуга, довольно болезненно отреагировали на заявление Алексея Миллера о возможности переговоров о газовом транзите через Украину после 2019 года. Однако, по зрелом размышлении, нельзя согласиться с теорией, утверждающей, что согласие на переговоры является "прогибом" под хотелки Украины.
Судите сами: от обещания провести переговоры по транзиту после 2019 года Киеву пользы, мягко говоря, немного, а вот с ценой на российский газ в третьем квартале текущего года у Киева полный швах. Для справки, в конце второго квартала, сам Газпром указывал, что среднегодовая цена для потребителей из Евросоюза будет 242 доллара за 1000 куб. м и с этим ничего не поделаешь, ибо цены привязаны к котировкам на нефть с задержкой в 9 месяцев.
Предложенная Киеву цена - 247 долларов - даже чуть выше, чем цена в среднем по Европе. Логика понятна: Украина — цэ Европа, и все такое. Исходя из вышеизложенного, версия "прогиба" кажется нереалистичной, что выдвигает на первый план другую версию: Россия ищет способ надавить на Турцию, которая затормозила Турецкий Поток.
До недавнего времени казалось, что главная проблема Турецкого Потока носит сугубо экономический характер. Турецкая газовая компания Botas, с которой Газпром, собственно, и заключает договоры по поставке газа и по строительству Турецкого Потока, имеет репутацию "переговорщика из ада". Восточный стиль торговли и переговоров — это очень забавно, когда турист покупает бусы на улицах Стамбула, но этот же стиль очень мешает нормальному серьезному бизнесу. Газпром и Botas никак не могут договориться о новой цене на газ для Турции, а без этого Турецкий Поток не может двигаться дальше. В этом контексте напомнить Анкаре о том, что у России есть и другие варианты транзита — вполне рациональный шаг в переговорном процессе.
По Турецкому Потоку было принято политическое решение между Путиным и Эрдоганом, но есть серьезные опасения, что после поражения партии Эрдогана на недавних выборах вся "вертикаль власти" в Турции уже не очень подчиняется его интересам. Сроки по газовым переговорам (дедлайн был 30 июня) уже сорваны, но противостояние Газпром - Botas пока идет исключительно в информационном поле.
В турецкие СМИ вбрасывается информация о том, что Botas подаст на Газпром в суд, на что Газпром ответил симметричным сливом через РИА "Новости" о том, что строительство Турецкого Потока заморожено. К сожалению, на данный момент ситуация выглядит как нездоровая игра в газовый покер, в которой обе стороны блефуют в надежде сорвать куш. Можно было бы списать ситуацию на сугубо экономический "спор хозяйствующих субъектов" или (если вы - либерал и любитель русофобских мифов) на "международную изоляцию диктатора Путина", но действия Турции на других геополитических направлениях не оставляют места для таких интерпретаций. Турция медленно, но верно, заболевает "украинством". Проявляются ключевые симптомы, один из которых - ощущение собственной геополитической незаменимости.
Если бы Анкара осложнила себе отношения только с Россией, ситуацию можно было бы списать на какие-то проблемы конкретно российской стороны. Но, наблюдая за тем, что творит Анкара на китайском направлении, можно смело утверждать, что проблемы именно у Турции.
Краткая справка: в Китае есть свой "Кавказ" - Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), в котором есть все: от довольно интересных ископаемых и агроклиматических ресурсов до мусульман, террористов и нацменьшинств. Если в Китае совершается теракт, скорее всего он совершается именно в СУАР. Еще в этом регионе есть исламские сепаратисты (поддерживаемые США) и правозащитники, которые день и ночь бдят, чтобы кто-то не обидел сепаратистов. Главное логово правозащитников, специализирующихся на проблеме Синьцзян-Уйгурской автономии, конечно же, находится в Вашингтоне.
Если посмотреть на карту, видно, что СУАР - очень важный для Китая регион еще и потому, что через него он связан со странами Центральной Азии, через него должны пройти некоторые из транспортных коридоров Нового Шелкового Пути и через него же должны пройти новые ветки российско-китайских газопроводов (т.н. "западный маршрут"). Легко понять, что подрыв этого региона - розовая мечта Вашингтона. К сожалению, в реализации этой американской мечты участвует и Анкара.
Суть проблемы: Турция объявила себя "защитником" мусульман-уйгуров, которых якобы притесняют в Китае, и в этом просматривается полная аналогия тем действиям, которые турецкие власти предпринимают на крымском направлении. Однако в случае Китая турецкие дипломаты пошли намного дальше. В поддержку "притесняемых уйгуров" проводятся митинги, уйгурам предлагают уехать в Турцию, но самое главное - МИД Турции вызвал "на ковер" китайского посла для того, чтобы выразить ему свое неудовольствие по поводу "нарушения прав уйгуров" в КНР, прочитав ему заодно лекцию о правах человека и свободе совести.
Дошло до того, что МИД КНР был вынужден сделать ответное заявление, в котором указал на то, что этнической и религиозной проблемы в СУАР "не существует". Можно было бы (с большой натяжкой) списать эти антикитайские выпады на самодурство или ангажированность конкретных чиновников, но когда в Стамбуле организованные толпы начинают громить китайские рестораны, выкрикивая антикитайские лозунги, напрашивается вывод - в Турции проходит, причем проходит довольно успешно, операция по разрыву отношений с Китаем на всех уровнях: политическом, экономическом и общественном.
Для Турции путь на конфронтацию и с Россией, и с Китаем - это рецепт гарантированного экономического суицида. Без вариантов. В стране энергетический дефицит, который сильно тормозит экономику. И его в обозримом будущем может удовлетворить только Россия. До получения значительных объемов газа (еще большой вопрос по какой цене!) из Азербайджана или Ирана еще дожить надо.
Без китайских вложений в энергетику и в инфраструктуру о быстром развитии и уж тем более о получении статуса главного регионального центра силы можно забыть навсегда. В стране, где китайцы скоро рискуют столкнуться с этническими погромами, не будет высокоскоростной ж/д магистрали от восточной до западной границ страны и не будет новых электростанций. Много чего не будет. А самое главное заключается в том, что Турция довольно резво движется к ситуации, в которой ее участие в проекте Нового Шелкового Пути будет лишено смысла. Исключение из главного интеграционного проекта XXI века - очень дорогая цена за геополитическую ошибку. Нельзя не отметить упорство, с которым США выстраивает "кордон" из стран-марионеток, призванных отсечь ЕС не только от России (страны Балтии, Польша, Украина) но и от Китая (Турция).
Если Эрдоган каким-то образом не восстановит контроль над вертикалью власти, то, как и в случае Украины, больше всего от реализации американского сценария пострадает сама Турция. Иллюзия незаменимости будет ликвидирована довольно быстро и болезненно.
Если посмотреть на карту, видно, что пока еще потенциальное превращение Турции в страну-блокиратор в рамках программы США по изоляции Европы от России и Китая ликвидирует только один из трех транспортных коридоров Нового Шелкового Пути. Есть еще северный коридор через Россию и морской через Суэцкий канал. Для Китая такое развитие событий нельзя назвать приятным, но ничего катастрофического не происходит. А для России в этом даже есть свои плюсы - увеличивается ее важность в рамках Нового Шелкового Пути.
По газотранспортным проблемам, ситуация аналогичная. Турция не является незаменимым транзитером. Если бы на недавнем форуме в Питере не удалось подписать меморандум о строительстве "Северного Потока 2", тогда ситуация была бы более сложной.
А так все в пределах нормы — у России есть альтернативный путь для поставки газа в ЕС и остается только аплодировать дальновидности Кремля, который заранее провел нужные переговоры и привлек на свою сторону влиятельные европейские энергетические компании.
Как и в случае Китая, для России потенциальное превращение Турции в "Украину-2" не будет приятным развитием событий, но и катастрофой оно тоже не станет. В конце концов, если Турция решит покончить жизнь страны коллективным экономическим самоубийством, то ей никто не в силах помешать.
А с возникшими последствиями Китай и Россия справятся самостоятельно.Politrussia.com
|
Всего комментариев: 0 | |
| |