Представим себе кумачовые лозунги какой-нибудь из сталинских или брежневских пятилеток: "Лишим страну 50 миллионов тонн стали!". В Китае на этой неделе именно такое и произошло: на проходящей сейчас весенней сессии парламента (Всекитайского собрания народных представителей) такая задача — сократить на 50 миллионов тонн выпуск стали — обозначена главой правительства Ли Кэцяном.
Общая атмосфера на сессии и особенно вокруг нее, наверное, веселая. То есть говорится и делается масса интересного, поскольку речь идет об очень бурно развивающихся стране и обществе.
Сталь, а также уголь, действительно стали для Китая вчерашним днем. Они мешают и тянут страну назад. Китай будет развиваться за счет современных, экологически дружественных отраслей. Уже в прошлом году были уменьшены производственные мощности на 65 миллионов тонн стали и 290 миллионов тонн угля.
А вот и выдвинутые премьером показатели на нынешний год — соответственно 50 и 150.
Это событие мирового масштаба. Прекратится китайский демпинг стали на мировые рынки, цены подрастут, оживут соответствующие отрасли нескольких стран.
Внутри страны запланирована санация предприятий, которые были обременены долгами. При этом не ожидается снижения общих темпов роста: ВВП в целом должен вырасти за 2017-й на 6,5%, после 6,7% в 2016 году.
Китайцы всегда умели ярко выражаться. Санацию неживых, но как-то еще функционирующих и клянчащих субсидии предприятий, они назвали "борьбой с зомби". Это не только металлургия, а много смежных бизнесов. Ключ проблемы — в сочетании столичных ассигнований и усилий местных властей по поиску работы для высвобождаемых людей.
Смена эпох в любой стране всегда ощущается динамичнее, чем долгое ожидание всем обществом таких перемен. В Китае сегодня выдвигаются и обсуждаются какие угодно инициативы, и парламент — то самое место, где это ощущается. Так произошло и на этот раз с откровенно вредной идеей избавить поступающих в колледжи от экзамена по английскому языку.
Ее предложил Ли Гуанюй, депутат китайского аналога нашей Общественной палаты — Народного политического консультативного совета (они с ВСНП в полном составе заседают дважды в год). И, между прочим, рациональное зерно в его идее есть — нарушается принцип равенства. Сельские и провинциальные абитуриенты оказываются в худшем положении по сравнению со сверстниками из больших городов. Это вообще-то громадная проблема, которую решал и не решил еще СССР: как сочетать равенство и отбор лучших в такой сфере, как образование?
Социальные сети взволновались. В них пошла гулять цифра: на обучение всех китайцев английскому страна тратит сумму, которую хватило бы на 204 запуска космических кораблей "Шэньчжоу". И вот сейчас Юй Миньхун — еще один депутат и, между прочим, владелец крупнейшей компании, обучающей людей английскому, — выступил, наконец, с инициативой, противоположной идеям господина Ли. Спор продолжается.
Одной из причин "антианглийской" инициативы могло стать растущее чувство уверенности Китая и китайцев в своем почетном месте в сегодняшнем мире.
Можете, если хотите, называть это национализмом, хотя данное слово всегда негласно подразумевало некую ущемленность и обиду. Китайцы этот комплекс неполноценности преодолели и довольно успешно переходят от защиты к нападению, в том числе на "международные" СМИ.
Вспомним, что недавно МИД России поместил на своем сайте страницу "Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России", известную красной печатью "фейк", которую МИД ставит на разные откровенно фальшивые материалы о России. И комментирует их, объясняя, что не так.
Китайцы пошли своим путем. Не МИД, а ведущая газета "Жэньминь жибао", не сайт, а твиттер. Газета откровенно говорит: мы учимся у президента США Дональда Трампа с его твитами и помним его высказывания насчет того, что СМИ, рождающие и распространяющие фальшивки — это "враги американского народа". И мы помним, что сам Китай — привычный объект фальсификаций. Враг, получается, общий.
Последний пример популярной на Западе фальшивки — это "новость" о том, как китайская полиция "пытала оппозиционного адвоката". Адвокат потом признался (и не под пытками — эта история в Китае всем хорошо известна), что намеренно все придумал, зная, что привлечет внимание западной публики.
И тут "Жэньминь жибао" приводит немало старых примеров, которые в России неизвестны. Например, насчет побоищ, устроенных провокаторами в Тибете в 2008 году, накануне пекинской Олимпиады. На фотографии — полиция Непала, другой страны, разгоняющая погромщиков. Подпись: "Снимки сделаны в Китае". И так далее.
Будет интересно, если Китай действительно перейдет в пропагандистское наступление на чужой территории. Ему есть что сказать. Например, мы уже читали о том, как Китай вывел из нищеты 700 миллионов человек за 30 лет и скоро избавится от этой проблемы совсем. "Жэньминь жибао" поправляет: 800 миллионов. И продолжает: сколько человек населяет США? 323 миллиона? Получается, что мы, китайцы, избавили от нищеты население США, Бразилии и Индонезии, вместе взятых. Скромность здесь и правда неуместна…
Какое отношение все это имеет к нынешнему заседанию китайского парламента? Возможно, прямое. Новость о дальнейшем сокращении мощностей "старых" отраслей китайской экономики можно подавать как курс на ее модернизацию при сохранении темпов роста, а можно — как упадок первой (по ряду показателей) экономики мира. Посмотрим, что напишут по этому поводу "доброжелатели", и с какой степенью задиристости будет отбиваться Китай.
|
Всего комментариев: 0 | |
|
|
Автору статьи задать вопрос не получится, ...