19.11.2015
Особенности новой идеологической кампании в КНР

Долгие годы КНР жила не логикой законов, а логикой идеологических кампаний, которые проводились не только в отношении членов КПК – так называемые «чистки партии» (чжэндан) или чиновников – «исправление стиля в работе» (чжэнфэн), но и имели объектом своего воздействия все население страны. Апофеозом стала вакханалия «великой культурной революции», продолжавшаяся с 1966 по 1976 год.


На III пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978 года) было принято решение о запрете проведения массовых кампаний. Однако окончательно искоренить эту практику так и не удалось. Чжэнданы и чжэнфэны повторялись с завидной регулярностью, а порой партийное руководство инициировало и массовые идеологические кампании, имеющие своей целью воздействие на общественное мнение в целом. Достаточно вспомнить довольно продолжительную кампанию «борьбы против буржуазной либерализации», инициированную Дэн Сяопином в конце 1980-х годов.


Судя по первым шагам руководителей «пятого поколения», и оно взяло на вооружение эту традицию. Понять его можно, для решения тех проблем, с которыми столкнулись Си Цзиньпин и его команда, одних законов, к неукоснительному соблюдению которым старался приучить партийных и государственных чиновников, а вместе с ними и все китайское общество тандем Ху – Вэнь, сегодня явно недостаточно.


Руководителям «пятого поколения» для успешного продолжения социально-экономических, и в особенности – политических реформ, в первоочередном порядке необходимо решить несколько взаимо­связанных задач.


Во-первых, восстановить позитивный имидж КПК и доверие к ней в обществе. Сегодня и то и другое находится на критически низком уровне. И виной тому не только несовпадение декларируемых успехов, целей и программ с реальностью, но масса вскрываемых в ходе кампании «по борьбе с коррупцией и разложением» фактов о том, что партийный и государственный аппарат (как на местах, так и в центре) поражен вирусом коррупции и не только полностью «прогнил», но и «оторвался от интересов народных масс».


ЦК КПК пришлось признать очень неприятную для него истину – личные материальные интересы преобладают в настроениях правящего класса. Партийная дисциплина и жесткая борьба с коррупцией отчасти сдерживают их, но изменить ситуацию не могут. Причем, как показывает политическая практика, принимаемые партийные документы и законы, призванные решить проблему коррупции и разложения политического класса, работают недостаточно эффективно. Следовательно, для того чтобы начать проводить серьезные социально-экономические, и в особенности политические реформы, новому руководству надо сначала провести их в КПК, и прежде всего в руководстве КПК.


Во-вторых, вполне очевиден упадок морали в обществе, а главное – девальвация тех ценностей, которые пропагандирует КПК.


В-третьих, в Китае происходит усиление локальных и региональных кланов. Судя по коррупционным делам, появилось много людей, обладающих не только богатством, но и политическими позициями, которые видят себя не просто менеджерами, но хотят присутствовать в политике. Новому руководству нужно срочно решать эту проблему, экономические возможности этих кланов рискуют перерасти в политические амбиции.


Противодействовать этим кланам будет непросто, так как руководство КПК и КНР пока немонолитно, а предлагаемый им новый курс социально-экономических и политических реформ однозначно принимается отнюдь не всеми.


Теоретически у Си Цзиньпина существует два варианта. Первый – масштабная кадровая чистка партийного и государственного аппарата и замена представителей конкурирующих кланов своими людьми. Сегодня это делается очень активно, и во многом этому способствует объявленная новым руководством масштабная кампания «по борьбе с коррупцией и разложением».


Однако, судя по заявлениям нового руководства, должного эффекта данная кампания не дает. Именно по этой причине Си Цзиньпин использует и второй вариант – то, что в свое время сделал Мао Цзэдун, который через голову партии обратился к молодежи, заявив, что она является новым поколением, которое должно взять власть в свои руки. Это обращение оказалось эффективным в плане борьбы с политическими оппонентами, но привело к катастрофе в развитии страны. Си Цзиньпин апеллирует к представителям малого и среднего бизнеса: это отнюдь не мелкие лавочники, не «хунвэйбины» и «цзаофани», а зрелые бизнесмены, которые в отличие от представителей крупных корпораций деньги делали сами, а не за счет госкредитов, и во имя продолжения реформ готовы поддержать новое руководство КПК и КНР.


В-четвертых, новому руководству КПК и КНР необходимо не только добиться поддержки китайского социума, но и мобилизовать его активность на достижение новых целей. Сделать это с помощью законов, декларациями о совершенствовании системы социального обеспечения или путем кампании «по борьбе с коррупцией и разложением» очень непросто. Людям нужно предложить новую национальную идею, во имя достижения которой они были бы готовы смириться с некоторыми временными трудностями. Тем более что Китай теряет свои конкурентные преимущества, и рост социально-экономических проблем вполне предсказуем.


Совокупность всех этих факторов, по-видимому, и подвигла новое руководство КПК и КНР, не отказываясь от концепции «управления государством на основе закона» (и фа чжи го), кампании «по борьбе с коррупцией и разложением», регулярных кадровых чисток партийного и государственного аппарата (чжэндан и чжэнфэн), дополнить меры законодательного характера, прямым обращением к народным массам.


Насколько это окажется эффективным, покажет, по-видимому, запланированный на 2017 год XIX съезд КПК, но то, что новая идеологическая кампания является одним из значимых политических событий сегодняшнего Китая, заслуживает внимания.


Наиболее заметным событием в сфере политической идеологии стало появление нового лозунга «китайской мечты» (чжунго мэн). Си Цзиньпин рассказал о «мечте» 29 ноября 2012 года, знакомясь с экспозицией выставки «Путь возрождения». Тогда он выразил уверенность, что мечта есть не только у каждого человека, но и у нации в целом. «Я думаю, что великое возрождение китайской нации – это и есть величайшая китайская мечта в новой эпохе. Потому что эта мечта несет в себе давнее желание самых разных поколений нашего народа. Она отражает коренные интересы китайского народа и общее ожидание китайской нации. История напоминает нам о том, что личное будущее и судьба каждого человека тесно связаны с будущим всей страны. Люди могут жить хорошо, только тогда, когда наша страна и нация развиваются благополучно».


Первые попытки развить идею «китайской мечты» включали акцент на силу. В декабре 2012 года во время поездки на юг страны Си Цзиньпин встретился с военными и рассказал им про «мечту о сильной армии». «Осуществление великого возрождения китайской нации – это величайшая мечта китайской нации с эпохи нового времени. Можно сказать, что это мечта о сильном государстве, в отношении армии это также мечта о сильной армии. Нам нужно осуществить великое возрождение китайской нации, обязательно нужно придерживаться взаимного единства богатого государства и сильной армии (фу го юй цянцзюнь сян тунъи), старательно строить крепкую оборону и сильную армию». Правда, в последующих выступлениях Си Цзиньпина военный аспект «китайской мечты» развития не получил.


17 марта 2013 года Си Цзиньпин выступил на пленарном заседании 1-й сессии ВСНП 12-го созыва. Это выступление носило программный характер, было выстроено в патриотическом ключе (кстати говоря, это одна из важнейших специфических черт всех выступлений нового лидера КПК и КНР) и обращено ко всем социальным слоям китайского социума, всем национальным группам и к соотечественникам не только в Гонконге, Аомэне и на Тайване, но и к соотечественникам во всех странах мира.


Отдав должное руководителям КПК и КНР предшествующих четырех поколений, Си Цзиньпин обозначил цель, во имя достижения которой будет работать «пятое поколение». «Цель нашей героической борьбы – всестороннее построение общества сяо кан, строительство богатого, мощного, демократического, цивилизованного, гармоничного, социалистического и модернизированного государства; реализация китайской мечты по возрождению величия китайской нации». Как было подчеркнуто Си Цзиньпином, для реализации этой мечты «необходимы богатое и сильное государство, национальное возрождение и счастье народа, а также полная реализация сегодняшних идеалов китайского народа и тех славных традиций, с которыми неуклонно шли вперед наши передовые сограждане».


Таким образом, три компонента «китайской мечты» – это сильное и богатое государство (гоцзя фуцян), национальный подъем (миньцзу чжэнсин), народное счастье (жэньминь синфу). Кроме того, Си Цзиньпин сделал акцент на соединении сегодняшних проблем с исторической перспективой. «Китайская мечта» наряду с двумя «столетними целями» «глубоко воплощает идеалы современных китайцев, также глубоко отражает славную традицию неустанного поиска прогресса наших предшественников».


Обозначенные Си Цзиньпином принципиальные направления достижения китайской мечты, по-видимому, можно рассматривать как первые программные установки нового руководства. К их числу относятся следующие:


– Претворяя в жизнь китайскую мечту, необходимо идти китайским путем, это путь китайского специфического социализма. Народы всех национальностей должны укрепить в себе веру в теорию, путь и систему китайского специфического социализма, непоколебимо героически следовать вперед китайским путем.


– Претворяя в жизнь китайскую мечту, необходимо развивать китайский дух, сердцевиной национального духа является патриотизм, а сердцевиной духа времени – созданные реформами новации. Патриотизм всегда являлся духовной силой, усиливающей единство китайской нации; созданные реформами новации – рожденная временем духовная сила, побуждающая нас двигаться вперед в процессе реформ и открытости.


– Претворяя в жизнь китайскую мечту, необходимо накапливать силу Китая, эта сила – великое единство всех национальностей Китая. Китайская мечта – это мечта нации и мечта каждого китайца.


– Китайская мечта в конечном итоге является мечтой народа, поэтому, претворяя ее в жизнь, необходимо твердо опираться на народ, необходимо постоянно трудиться на благо народа.


Во время визита в Россию в ходе выступления в МГИМО 23 марта 2013 года Си Цзиньпин придал «китайской мечте» глобальное измерение. Он отметил, что в новое время китайский народ пережил столетние беды иностранной агрессии и внутренних конфликтов, глубоко понял ценность мира и более всего нуждается в мирной обстановке для строительства государства. В современной политике Китая это проявляется в приверженности пути мира и развития, оборонительной внешней политике, отказе от участия в гонке вооружений. «Когда Китай становится развитым и сильным, это несет миру еще больше шансов, а не какую-то угрозу. Мы хотим осуществить китайскую мечту, которая принесет счастье не только китайскому народу, но и народам всех стран».


Другими словами, Си Цзиньпин привязывает «китайскую мечту» к внешней политике Китая. При этом, как подчеркивается в пропагандистских материалах, для практической реализации задачи «возрождения китайской нации» необходимо:


1. Повышать комплексную мощь государства, что является основой для национального возрождения.


2. Неуклонно следовать путем мирного развития.


3. Неизменно следовать стратегии открытости на основе взаимной выгоды.


4. Развивать роль Китая как ответственной державы.


5. Строить марксистскую правящую партию учебного, обслуживающего и инновационного типа.


Главный посыл Си Цзиньпина международному сообществу – «Китай должен понимать мир, а мир должен понимать Китай». У мирового сообщества Китаю предлагается брать все, что может быть полезно Китаю, а также использовано для достижения цели «возрождения величия китайской нации». Миру же предлагается усвоить несколько базовых тезисов.


Первое. Китай всегда и все обижали: Британия, Россия, Франция, Япония, затем СССР и США, которые отбирали территорию, грабили, не считались с его интересами.


Второе. Китай всегда, даже в имперское время, был мирной державой, никого не захватывал, все народы присоединялись к нему по собственной воле, а Пекин оказывал им помощь и способствовал развитию.


Третье. Сегодня враг Китая – США, а остальные страны – американские марионетки, которые со всех сторон окружают Поднебесную, пытаясь лишить ее права защищать законные интересы.


Четвертое. Китай бурно развивается, его основная проблема – нехватка ресурсов. Мир будущего – мир жесткой борьбы за ресурсы, и китайская армия должна быть готова к защите интересов своей страны в любом регионе мира.


Пятое. Китай обладает древней культурой и эффективной экономикой, доказавшими превосходство над культурами и экономиками других государств. Поэтому именно Китай должен указать миру дорогу к будущему, распределять ресурсы в общих интересах, спасти мир от узурпаторских поползновений прочих держав, прежде всего США. Для этого ему надо стать самой мощной силой.


Все это доказывает, что возглавляемые Си Цзиньпином реформаторы, похоже, разглядели в растущем ханьском национализме не столько угрозу нынешнему режиму, сколько мощный ресурс для реализации своего видения развития Китая. По сути, именно концепция «китайской мечты» представляет сегодня ту национальную идею, которую Си Цзиньпин и его команда предлагают китайскому обществу. Она же приходит на смену концепции «гармоничного мира», которой придерживался тандем Ху – Вэнь. И хотя эта концепция не отрицается и новым руководством КПК и КНР, в их интерпретации она звучит несколько по-иному.


Иными словами, руководители «пятого поколения» предлагают населению страны, а вместе с ним и всему остальному миру национальную идею, которая складывается из трех элементов: «нация», «величие» и «возрождение». Понятием «нация» они стремятся сплотить население, побудить каждого чжунго жэнь, то есть «человека Китая», ощущать себя неотъемлемой частицей общности – нации Китая (чжунхуа миньцзу). Понятие «величие» предназначено для того, чтобы удовлетворить чувство национального достоинства, национальной гордости, причем подспудно и по сравнению с иными нациями. Понятие «возрождение» выдвигается как цель утверждения величия нации Китая в будущем, величия, которое должны будут признать все остальные нации на Земле. При этом подразумевается, что речь идет о «возрождении» такого «порядка», который в древности якобы уже существовал под Небесами.


Сегодня КПК откровенно признается, что в последние десять лет развитие экономики сопровождалось упадком морали. Старая система морали потерпела крах. Созданная в эпоху революции идеология обанкротилась. Современная система морали, соответствующая требованиям рыночной экономики и коммерческой цивилизации, не создана. Недостает базовых ценностей, необходимых для общественной консолидации.


Главные направления противодействия этим негативным явлениям – апелляция к традиционным ценностям КПК периода революционной борьбы и первых лет существования КНР, а также реорганизация партийных и административных органов на местах в совокупности с борьбой с коррупцией и проведением их чистки от «разложившихся» кадров.


Хотя накануне XVIII съезда (ноябрь 2012 года) в Китае имела место дискуссия о необходимости апелляции к ценностям периода Мао Цзэдуна и даже высказывались мнения об ограниченной ценности марксизма-ленинизма, тем не менее тема сохранения идеологических устоев КПК постоянно присутствует в выступлениях Си Цзиньпина.


17 ноября 2012 года на коллективной учебе нового состава Политбюро ЦК КПК, посвященной решениям съезда, он подчеркнул: «Марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна никак нельзя отбросить, если их отбросить, будет утрачено основное (гэньбэнь)». Си Цзиньпин призывает решительно отбрасывать различные ошибочные предложения, отвергающие социализм, решительно исправлять ошибочные мнения и политику, перескакивающие через этапы развития.


Проблемы идейных воздействий на развитие преобразований Си Цзиньпин коснулся и в одном из выступлений во время поездки в провинцию Гуандун в декабре 2012 года. Он призвал продолжить движение по пути реформ, намеченное Дэн Сяопином, отметив, что реформу нужно понимать правильно. «У нашей реформы есть направление, есть платформа, есть принципы. Некоторые люди определяют реформу как движение к западным всеобщим ценностям, изменение в направлении западных политических институтов, иначе это не реформа. Это подмена смысла, искажение нашей реформы». Си Цзиньпин не согласился с утверждением, что в некоторых сферах реформы отстают. В некоторых областях реформы проходят быстро, в некоторых – медленно, однако нет таких сфер, которые оставались бы незатронутыми преобразованиями. Вместе с тем, руководству нужно сознавать ответственность за судьбу огромной страны и не допускать ошибок, способных привести к необратимым разрушительным последствиям.


Главной причиной быстрого распада СССР Си Цзиньпин назвал «разрушение идеалов и убеждений», поэтому «смена знамени великого правителя над городом» свершилась в одночасье. Урок для Китая состоит в том, что в СССР пошли по пути полного отрицания истории страны и партии, там отрицали Ленина и Сталина, занимались «историческим нигилизмом», «привели идеи в беспорядок», «партийные организации всех уровней стали бесполезными». Китаю нужно придерживаться принципа партийного руководства армией, потому что в СССР «деполитизация» и «департизация» вооруженных сил сделала КПСС безоружной, те, кто хотел спасти СССР, оказались беспомощными. Одного указа оказалось достаточно, чтобы распустить КПСС. Си Цзиньпин заметил, что в СССР не нашлось ни одного храбреца, который бы выступил против этого.


Китайский лидер призвал бороться за цели современного этапа, не забывая при этом далеких целей коммунистической партии, утрата которых приведет к потере направления, сползанию в утилитаризм и практицизм. «Китайская мечта» – это идеал, однако у коммунистов есть еще более высокий идеал – коммунизм. В него не верят те, у кого нет твердых идейных позиций, кто подвержен влиянию утилитаризма, такие люди не смогут жертвовать ради партии, государства и народа.


5 января 2013 года в Центральной партшколе Си Цзиньпин развил эти тезисы: «Социализм с китайской спецификой – это социализм, а не какой-то другой «-изм», фундаментальные принципы научного социализма нельзя терять, если их потерять, это уже не социализм. Какой «-изм» осуществляет страна, в основе нужно смотреть, может ли этот «-изм» решить стоящие перед страной исторические проблемы». Большое внимание было уделено теме воспитания идеалов. «Революционные идеалы выше неба. Без далекого идеала не может быть соответствующего требованиям коммуниста, но если он оторвался от реальной работы и впустую говорит о далеких идеалах, этот коммунист тоже не соответствует требованиям».


Си Цзиньпин высказал свои соображения в виде ярких запоминающихся фраз, которые были широко растиражированы в СМИ и Интернете. «Если хочешь ковать железо, тело должно быть, крепким», «запрещающий должен сперва запретить себе, а потом другим» – это означает, что партия должна строго спрашивать с самой себя, бороться против коррупции, отрыва от масс, формализма, бюрократизма. «Сначала тухнет вещь, затем рождаются черви» – коррупция и разложение могут привести к гибели партии и государства. «Полномочия нужно посадить в клетку институтов», создавая механизмы, препятствующие коррупции. «Нужно бить «тигров» и «мух»» – преследовать за коррупцию чиновников как высокого, так и низкого ранга.


В марте 2013 года на закрытом заседании Политбюро ЦК КПК Си Цзиньпин дал оценку ситуации в стране и КПК. По его мнению, цитируемому гонконгской печатью, «в некоторых районах недовольство народа уже достигло точки кипения, гнев народа уже приблизился к критической точке». По итогам совещания было решено, что для укрепления связей между партией и обществом необходимо провести во второй половине года чистку партийных рядов. Главной задачей кампании Си Цзиньпин определил отработку правильного стиля работы и руководства.


В апреле 2013 года на очередном заседании Политбюро было принято решение о развертывании в партии воспитательной кампании «следования линии масс». А в мае Канцелярия ЦК КПК приняла закрытый «Документ № 9», предупреждающий должностных лиц об «опасности западных ценностей» и требующий от журналистов и преподавателей вузов держаться подальше от семи «подрывных тенденций, пронизывающих китайское общество»: неолиберализм и «универсальные ценности прав человека»; западная конституционная демократия; западные представления о независимости СМИ и гражданском обществе; «нигилистическая» критика исторических ошибок КПК; достижения капитализма и независимость судебной власти.


12 февраля 2014 года «Жэньминь жибао» наконец-то разъяснила народу, что понимается новым руководством КПК под «основными ценностями социализма». Провозглашенный «курс 24 иероглифов» предполагает следование следующим базовым ценностям: могущество и процветание (фуцян), демократия (миньчжу), цивилизованность и культура (вэньмин), гармония (хэсие), свобода (цзыю), равенство (пиндэн), справедливость (гунчжэн), правление на основе закона (фачжи), патриотизм (айго), преданность работе (цзинъе), добросовестность и честность (чэнсинь) и дружелюбие (юшань). Эти 24 иероглифа были крупно набраны красным цветом на первой полосе газеты. Ниже было написано: «Когда у людей есть вера, нация сильна». Согласно «Жэньминь жибао», эти социалистические ценности должны быть «внедрены в каждого китайца», а китайский народ должен отстаивать их ради улучшения общества.


Как позднее пояснил Си Цзиньпин, эти ценности – квинтэссенция, отражающая воззрения древних мудрецов, идеалы добродетельных личностей, мечты героев революции, а также представления о прекрасной жизни, присущие народам различных национальностей. Причем, как подчеркнул Си Цзиньпин, выступая перед учениками и преподавателями национальной начальной школы района Хайдянь города Пекин, «только при условии, что вы китаец (чжунгожэнь – человек Китая) можно осознанно воспитывать в себе и следовать основным ценностям социализма».


Насколько восприимчивыми окажутся члены КПК, и особенно китайская молодежь, к этой воспитательной кампании, сказать сложно. Одна из наиболее актуальных проблем современного Китая заключается в том, что значительная часть населения не удовлетворена итогами реформ. Все большее число людей задаются вопросами: как так получается, что в идущем по социалистическому пути развития Китае становится все меньше социализма; имущественное и социальное расслоение не сокращается, а увеличивается; проблема бедности решается с большим трудом, а число миллиардеров и миллионеров растет быстрыми темпами; государство постоянно борется с коррупцией и произволом чиновников, а жизнь убеждает в том, что мздоимство и вседозволенность в чиновной среде процветают; почему в социалистическом Китае образование и качественная медицинская помощь становятся все менее доступными простому люду, а более 260 млн. молодых крестьян вынуждены в поисках работы мигрировать в города?


Ответов на эти вопросы «основные социалистические ценности» не дают. Более того, самим руководством КПК и КНР признается, что за последние 30 лет не только серьезно изменилась социальная структура населения Китая, но самое главное – изменились мировоззрение и ценностные ориентации самих китайцев.


Доминирование индивидуализма и активная пропаганда в течение последних 30 лет известного лозунга Дэн Сяопина о том, что одни люди или коллективы могут богатеть раньше, чем другие, положило начало размыванию идеалов социализма. Сейчас в них мало кто верит, о чем свидетельствуют не только опросы общественного мнения и ряд решений ЦК КПК, но и тот факт, что число людей, заявивших через Интернет о своем выходе из КПК, постоянно растет.


За последние три десятилетия серьезно изменилось мировоззрение граждан КНР (особенно молодежи). На смену коллективистским ценностям и конфуцианской культурной традиции пришли индивидуальные ценности и активно внедряемые в последние годы (особенно на телевидении) элементы западной массовой культуры. Фактически разрушена традиционная система кланов, а вместе с ней и традиционный институт семьи и почитания старших. Все большее число молодых людей предпочитают не связывать себя узами официального брака, и все чаще старики не могут рассчитывать на помощь молодых.


Именно по этой причине параллельно с кампанией по привитию гражданам Китая «основных социалистических ценностей» новое руководство КПК и КНР взяло на вооружение и политическую практику времен Мао Цзэдуна, объявив масштабную идеологическую кампанию следования «линии масс».


Первые предложения Си Цзиньпина по «улучшению стиля работы и налаживанию тесных связей с массами» были сделаны еще в декабре 2012 года. Однако потребовалось время, чтобы оформить их в партийную директиву.


19 апреля 2013 года Политбюро ЦК КПК приняло решение о развертывании среди членов КПК кампании «линии масс». Как подчеркивалось Политбюро, «беззаветное служение народу – основная цель партии, линия масс – жизненно важный фактор и основная линия в работе партии».


Как было заявлено, развертывание в КПК кампании по обучению и применению на практике «линии масс» имеет своим основным содержанием работу во имя народа, прагматизм и неподкупность. Проведение кампании предполагалось начать с руководящих органов, руководящих групп и руководящих кадров выше уездного и отдельского уровней путем укрепления у членов партии марксистского взгляда на массы, обращая особое внимание на претворение в жизнь «восьми указаний» ЦК КПК, постепенно улучшая стиль работы, решительно выступая против формализма, бюрократизма, гедонизма и роскоши. Взяться за решение наиболее острых проблем, о которых говорят народные массы; повысить потенциал в работе с массами в новой ситуации; поддерживать кровные связи партии с народными массами; выявлять преимущества тесных связей партии с народными массами; создавать прочные гарантии для устойчивого экономического развития, всестороннего построения общества сяо кан, реализации китайской мечты по возрождению величия китайской нации.


Разъясняя содержание кампании, китайская пресса в свойственной ей в последнее время традиции апелляции к конфуцианству поясняла, что работа во имя народа (вэй минь) означает осознанный выбор КПК, которая реализует демократическое правление, а следовательно, «должна следовать линии масс, мобилизовывать народные массы, опираться на народные массы». «Сделать народ хозяином страны – именно этим определяется понятие «вэй минь» в «линии масс». Главный пропагандистский слоган – только завоевавший сердца народа сможет управлять Поднебесной (дэ минь синь чжэ дэ Тянься).


Прагматизм (уши) – второе важнейшее содержание «линии масс». Он отвечает на вопрос, каким образом реализовать на практике работу во имя народа. Его смысл заключается в том, что все собранное от народных масс должно реализоваться на практике под контролем масс. Главный пропагандистский слоган – дела в Поднебесной решаются на практике, но не решаются на бумаге (Тянься ши и ши цзэчжи, и вэнь цзэбучжи).


Неподкупность и честность чиновников (цинлянь) – третья составляющая «линии масс», она является гарантией практической реализации «линии масс». Главный пропагандистский слоган – для того чтобы ковать железо, нужно самому быть крепким (да тие хай сю цзышэнь ин). Основной призыв к кадровым работникам и членам партии позаимствован у Мао Цзэдуна – «Взгляни в зеркало, поправь платье, прими ванну и поищи средство для лечения».


18 июня 2013 года в Пекине прошло рабочее совещание, посвященное кампании обучения и практической реализации партийной линии масс. На совещании с речью выступил Си Цзиньпин, пояснив свое понимание значимости этой кампании. Как им было подчеркнуто, «получить или потерять поддержку народа – это вопрос выживания или смерти партии. Партия может быть прочной как скала, только будучи связана сердцем с народом, дыша с ним в унисон, имея общую судьбу, от начала и до конца опираясь на народ в преобразовании истории. Развивая кампанию по обучению и практической реализации партийной линии масс, необходимо внедрять в сознание и практику всех партийных товарищей такие ценности, как работа во имя народа, прагматизм и неподкупность… чтобы обеспечить передовой характер и чистоту партии, укрепить ее основу и место как правящей партии, необходимо иметь широкую, мощную и надежную народную поддержку».


При этом Си Цзиньпин отметил, что «явление отрыва партии от масс сохраняется в широких масштабах, а выражается это в таких проявлениях порочного стиля, как формализм, бюрократизм, гедонизм и роскошество. Мы должны еще раз как следует выявить, исследовать и исправить, очиститься от грязи этих вредоносных действий». Именно на это и направлена инициируемая КПК кампания по обучению и практической реализации партийной линии масс, именно эти «четыре порока» (сы фэн) противоречат характеру и идеалам КПК, именно они ненавистны народным массам, это является наиболее острой проблемой и именно в этом основной источник конфликтов между партией и массами, между кадрами и массами.


23 января 2014 года Канцелярия ЦК КПК опубликовала «Инструкцию о развертывании второго этапа кампании по обучению и претворению в жизнь партийной линии масс», которыми объявлялось, что с января 2014 года начинается второй этап кампании. Кампания будет проводиться в организациях ниже провинциального уровня – органах городов и уездов, а также подчиненных им предприятиях; в волостях, деревнях, городских районах и кварталах, в экономических структурах необщественной формы собственности, в общественных организациях и других низовых структурах. Кроме того, она охватит вузы, в которых она не проводилась на первом этапе, подчиненные провинциям государственные предприятия, а также отделы ЦК и государственных органов, финансовые учреждения и центральные предприятия. Другими словами, будет иметь практически всекитайский масштаб. Завершить кампанию предполагается в сентябре 2014 года.


Цели и задачи этой кампании ничем не отличаются от ее первого этапа. По-прежнему кадровым работникам и членам КПК предлагается строго придерживаться требования «Взгляни в зеркало, поправь платье, прими ванну и поищи средство для лечения», ставить во главу угла работу во имя народа, прагматизм и неподкупность, претворять в жизнь дух «восьми указаний» ЦК КПК и требования «Правил по строгому соблюдению режима экономии и борьбе с расточительством в партийных и административных органах». Решительно выступать против формализма, бюрократизма, гедонизма и роскошества, взяться за решение наиболее острых проблем, о которых говорят народные массы; повысить потенциал в работе с массами в новой ситуации; постоянно повышать идейный уровень членов партии и кадровых работников, преодолевать явления порочного стиля в работе, укреплять связи партии с массами и кадров с массами, укреплять низовую базу.


Главные проблемы, на которых предстоит сосредоточить внимание в ходе кампании, сводятся к следующим:


– решительно взяться за решение проблемы «четырех пороков» в стиле работы партийных и государственных кадров;


– решительно взяться за решение проблем, связанных с кровными интересами народных масс;


– решительно придерживаться работы во имя народа, в интересах народа, на благо народа, быть примером во всем, следовать указаниям, проводить в жизнь все направления социальной политики;


– решительно взяться за решение проблемы «последней мили» в служении народным массам и связях с ними. Организации должны требовать, чтобы члены партии и кадры больше и лучше служили народным массам.


Со всем этим трудно спорить. Порядок в рядах партийных и государственных чиновников наводить, безусловно, необходимо. Однако вряд ли это возможно сделать одними идеологическими кампаниями, не меняя статусных социальных ролей. С последним, похоже, не спешит и новое руководство КПК – КНР. А раз так, то Китай останется бюрократическим государством, в котором верхний (привилегированный) социальный слой будет представлен достаточно узкой высшей прослойкой управленцев и собственниками предприятий.


Именно их место на социальной лестнице и уровень доходов, а отнюдь не связь с массами и уж тем более не их мировоззрение (в том числе и приверженность «основным ценностям социализма») обеспечивает им наибольший доступ к общественным благам и обладание большим видом ресурсов (организационные, культурные, экономические), что и служит гарантией сохранения ими своего привилегированного положения в обществе.


Это означает, что базовые проблемы между «управляющими» и «управляемыми» будут продолжать сохраняться. Как будет сохраняться основа для социального протеста и борьбы кланов в высшем руководстве КПК – КНР. Возможно, новому руководству КПК в среднесрочной перспективе удастся снизить угрозу превращения страны в олигархический капитализм. Однако успехи в борьбе с коррупцией не будут полными, эта проблема останется важнейшей на протяжении всего десятилетнего периода. Как одной из важнейших проблем останется и проблема «отрыва от масс» кадровых работников и партийных чиновников.


Константин Сыроежкин, "Центр Азии" № 4 (92)


Редакция портала China-INC.ru, 19.11.2015 г.
Политика / 2580 / Writer / Теги: кпк, политика, си цзиньпин / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости: