Американский стратегический исследовательский центр RAND опубликовал мощный доклад по эволюции китайских взглядов на ядерное сдерживание.
Ключевые выводы:
1. Подход Китая к ядерному сдерживанию был в целом последовательным со времени его первого ядерного испытания в 1964 году, однако в последнее время Китай ускорил процесс наращивания и модернизации ядерных сил.
2. Китайские ядерные стратеги по-прежнему в основном относятся к ядерным разработкам в США, особенное беспокойство вызывают развитие систем ПРО и Быстрого глобального удара.
3. Планировщики также обеспокоены ростом ядерных арсеналов в Азии и усложнением "ядерной динамики". Некоторые стратеги говорят в частном порядке, что Китай может не принять давления Индии в направлении ядерного паритета, если бы Нью-Дели встал на этот путь.
4. Бюрократические процессы и политика могут повлиять на развитие китайских ядерных сил и мышление, но гражданские лидеры стали менее вовлечены в процесс принятия решений о ядерных исследованиях, разработках и производстве.
5. Ядерное сообщество в НОАК приобретает все больший статус и громкий голос.
6. Между обычными и ракетно-ядерными силами Китая нет разделения; технологии и практики, разработанные для первых, уже применяются и к ядерным силам. В будущем это может дать Китаю некоторую ограниченный контрсиловой потенциал.
7. Вероятно, в ближайшие годы Китай будет уделять больше внимания ядерному сдерживанию и ядерным силам.
8. Официальная формулировка политики вряд ли изменится, но Китай может скорректировать свои определения ключевых терминов или добавить оговорки: например, может быть "хеджирован" понятийно-категориальный аппарат в области "неприменения первым", чтобы включить нападение на свои ядерные силы с применением обычных вооружений в понятие "первого применения", таким образом позволяя ядерный ответный удар.
Рекомендации:
- США и Китаю следует углубить свой диалог по стратегическим вопросам, чтобы лучше понять, где сдержанность может оказать наибольшее позитивное воздействие.
- США следует ограничить национальную систему противоракетной обороны масштабом, соизмеримым с ее заявленной целью, защитой от нападений изгоев. Противоракетная оборона является одним из основных двигателей строительства ядерных сил Китая.
- Со своей стороны, Китай должен стремиться к заметному разделению своих элементов обычных и ядерных ракетных сил, чтобы уменьшить вероятность ошибки в случае конфликта.
- Китай должен также минимизировать "оMIRVление" ракет (оснащение РГЧ ИН), особенно ракет, которые могут быть уязвимыми для превентивной атаки. Десятилетия опыта в области контроля над вооружениями позволяют предположить, что РГЧ ИН могут при определенных обстоятельствах уменьшить кризисную стабильность путем увеличения стимулов для обеих сторон нанести удар первым.
- Руководители США должны предпринять шаги, чтобы укрепить доверие к расширенному сдерживанию. По мере совершенствования китайского потенциала некоторые региональные государства, особенно Япония и Южная Корея, могут потребовать больше, чем чисто риторические заверения. Они могут также обратиться за передислокацией ядерного оружия США в Азии, и Вашингтон захочет рассмотреть, насколько далеко в этом направлении он готов пойти.
Отдельного внимания заслуживает вопрос СПРН:
Китай работает над космическим эшелоном как минимум с начала 2010-х, но вряд ли полностью разрешит ряд проблем в течение следующих восьми-десяти лет. Значительные проблемы лежат в области проектирования, запуска, финансовыми и техническими препятствиями, а также необходимостью защиты от вмешательства.
Ян Шицян, профессор Академии раннего предупреждения ВВС НОАК (есть и такая, оказывается), отмечает, что любая система раннего предупреждения должна быть способна идентифицировать широкий диапазон целей, работать в сложной электромагнитной среде и выдерживать различные типы атак.
Создание Сил стратегической поддержки, которые несут ответственность за большинство космических миссий и у руля которых стоят бывшие офицеров Второго артиллерийского корпуса, может обеспечить важный импульс для перспектив китайской СПРН.
Как минимум, в теории, космический эшелон СПРН наряду с совершенствованием управления, контроля, связи и возможностями быстрого реагирования, могут в какой-то момент в будущем позволить Китаю рассмотреть возможность "запуска после предупреждения". По меньшей мере, одна китайская военная публикация отмечает, что такой подход не противоречит китайской политике "неприменения первым". DE_LA_MITRIO
Скачать полную версию исследования на английском языке:
|
Всего комментариев: 0 | |
| |