04.10.2020
Развитие высшего образования в Китае

С 7 по 9 июня 2015 года 9,4 миллиона выпускников школ КНР сдавали Всекитайские государственные вступительные экзамены (ВГВЭ, по китайской транскрипции — Гаокао), которые проводят один раз в год. Это аналог введённого в России ЕГЭ, по результатам которого проводится зачисление в вузы. Но в Китае, где других возможностей поступления в высшие учебные заведения практически нет, Гаокао стал самым важным инструментом социальной мобильности. Для многих китайских семей поступление в вуз и получение высшего образования являются важнейшими событиями, определяющими судьбу человека.


В 1949 году после образования Китайской Народной Республики в ней насчитывалось 205 вузов, в которых обучались 117 тысяч студентов. Через 66 лет, в 2015 году, в материковом Китае имелось уже 2845 вузов и около 24 миллионов студентов.


Система Гаокао была введена в КНР в 1952 году. В первом экзамене участвовали всего 66,7 тысячи абитуриентов, что было обусловлено неразвитостью среднего образования в стране. Доля поступивших в вузы составила 90,4%.


Во время Культурной революции — с 1966 по 1976 год — Гаокао не проводился. В 1978 году из-за общего упадка образования в стране лишь 4,7% из числа сдававших этот экзамен поступили в вузы. Но по мере развития школьного образования ситуация коренным образом изменилась. Доля поступивших в вузы по результатам Гаокао в 2015 году составила 75%.


После утверждения в 1999 году Госсоветом КНР «Плана действий по поощрению образования в XXI веке» и «Решения об углублении образовательных реформ для продвижения качественного образования» Китай открыл двери массовому высшему образованию. Число поступающих в вузы начало расти с каждым годом. В 2006-м оно составило уже 5,46 миллиона, а к 2015 году выросло до 7 миллионов человек.


В условиях, когда высшее образование стало доступным для широких масс, правительство КНР разработало и выполняет специальную программу для абитуриентов из бедных сельских регионов. В рамках этой программы центральные вузы страны и ведущие вузы провинций набирают часть студентов по квотам, которые распространяются на абитуриентов из 832 бедных сельских округов и ряда провинций. Квоты составляют не менее 2% от общего числа поступающих на программы бакалавриата.


Развитие массового высшего образования стало вызовом системе подготовки кадров высшей школы, обнажившим ряд проблем. Как относительно стабильная система китайская высшая школа не предприняла эффективных мер по своей перестройке. При подготовке кадров она продолжала опираться на традиционные механизмы, в вопросе воспитания студентов ставила акцент на понимание и запоминание теории, не уделяя должного внимания развитию творческого начала и практических навыков.


В вузах используется устаревший список направлений подготовки. Программа и содержание лекций соответствуют строго определённому образцу, из-за чего в них не отражаются новейшие достижения науки. Мало возможностей для взаимного обучения, совместной работы и общения студентов вузов разного уровня. Кроме того, система подготовки кадров для высшей школы отстаёт от потребностей экономического развития и от долгосрочных потребностей развития общества.


В 2012 году высшая школа КНР стала первой в мире по масштабу и второй — по числу аспирантов. Поэтому важнейшая задача — усилить практические контакты среди работников высшей школы, а также подготовить кадры, которые смогут отвечать потребностям экономического и общественного развития.


С 1949-го до 1988 года высшее образование в КНР было бесплатным. В 1989-м государство начало вводить плату за обучение, которая поначалу была небольшой — 200 юаней в год. Это соответствовало примерно седьмой части среднего годового дохода горожанина. В 1996 году плату за обучение существенно повысили, и в дальнейшем она продолжала расти. На сегодняшний день — в зависимости от вуза, факультета и специальности — плата за обучение составляет от 5 до 10 тысяч юаней (примерно от 50 до 100 тысяч рублей) в год. При этом, согласно данным Государственного статистического управления Китая, в 2014 году средний годовой доход городских жителей страны составил почти 50 тысяч юаней.


Для многих китайских семей оплата обучения детей становится серьёзной статьёй расходов. Им приходится платить не только за обучение в вузе, но и за три последних года обучения в школе. Причём стоимость обучения в хороших школах (без чего невозможно попасть в хороший вуз) не отличается от университетской.


Для помощи малоимущим семьям министерство образования КНР требует, чтобы в государственных учебных заведениях в случае приёма студентов с финансовыми проблемами сначала оформлялось поступление, а потом в соответствии с фактической ситуацией принимались различные меры поддержки. Образовательные учреждения могут помочь студенту подать заявление на образовательный кредит, предоставить ему возможность подрабатывать и т.д.


С 1999 по 2014 год объём китайских государственных образовательных кредитов составил 120 миллиардов юаней, а число получателей кредитов превысило 11 миллионов человек. Кроме того, студентам, показавшим особые успехи в учёбе, назначаются стипендии, что тоже может снизить финансовую нагрузку на малоимущие семьи.


Плата за обучение в магистратуре и аспирантуре прошла схожий путь. До 2007 года в Китае существовало две схемы финансирования обучения аспирантов: «бюджетные места» и «контрактные места». В 2007 году 17 институтов, включая Пекинский университет и университет Цинхуа, начали отменять бюджетные места и переходить на повсеместное взимание платы за обучение. При этом они предлагали различные варианты стипендий для облегчения финансовой нагрузки для семей студентов. С 2009 года все аспиранты центральных вузов страны начали платить за обучение. В 2013 году Исполком Госсовета КНР принял решение: начиная с осеннего семестра 2014 года со всех обучающихся в магистратуре и аспирантуре будет взиматься плата за обучение. Однако она не может превышать 8 тысяч юаней в год для магистратуры и 10 тысяч — для аспирантуры.


В то же время вводится новая система стипендий, при которой студенты-отличники будут получать стипендию, превышающую плату за обучение. Кроме того, образовательные учреждения получили возможность оплачивать работу на должностях научных сотрудников, административных помощников и ассистентов преподавателей из числа обучающихся в магистратуре и аспирантуре.


С 1950-х годов до конца XX века в КНР определялись планы распределения выпускников вузов. Это были общегосударственные планы, которые распределялись по разным уровням и адаптировались к ситуации. В 1993-м в «Плане реформ и развития образования КНР» было намечено реформировать систему трудоустройства выпускников вузов. Предполагалось перейти к системе, когда государство распределяет только небольшое число выпускников, а остальные трудоустраиваются самостоятельно.


Реализация этого плана помогла сблизить систему трудоустройства выпускников с системой занятости, установить разумный механизм конфигурации трудовых ресурсов и кадров в рамках социалистической рыночной экономики. Государство начало осуществлять контроль за системой трудоустройства выпускников, вузы и правительственные органы разных уровней рекомендовали, чтобы студенты и работодатели использовали модель взаимного выбора.


После 1999 года вузы начали расширять приём студентов для удовлетворения спроса населения на образование. Это было положительно встречено обществом. Однако массовое распространение высшего образования не сопровождалось созданием соответствующего количества рабочих мест, где бы оно требовалось. Поэтому по мере увеличения числа абитуриентов трудоустройство выпускников становилось всё более сложным.


В 2013 году число выпускников достигло 7 миллионов человек, а в 2015-м — 7,5 миллиона, к чему рынок труда оказался совершенно не готов. Сложность трудоустройства стала проблемой и самих выпускников, и их семей, и общества в целом. Ситуация усугубляется несоответствием высоких ожиданий молодых людей, их навыков существующему спросу на рынке труда. Тех качеств, которые ценят работодатели (моральные устои, самостоятельность, умение работать в команде, инициативность, дух усердия и трудовая этика), у выпускников явно недостаёт. Сами они часто не знают ситуацию на рынке труда, что становится ещё одной причиной сложностей с трудоустройством.


Правительство КНР уделяет много внимания вопросу трудоустройства выпускников, рассматривая его вкупе с вопросами экономического развития, социальной стабильности и других современных проблем. Дело в том, что многие молодые люди при выборе места работы предпочитают крупные города и наиболее развитые регионы. Опросы показывают, что 45% выпускников хотят работать в восточных прибрежных районах и всего 22,6% — на селе.


Чтобы стимулировать трудоустройство в западные районы Китая, а также на невысокооплачиваемые должности, правительство приняло ряд волонтёрских программ. В соответствии с ними определённое число выпускников отправляется в отсталые округа и сёла на 1—2 года для участия в волонтёрских проектах в сферах образования, санитарии, агротехнологий, борьбы с бедностью, создания и управления молодёжными центрами и т.п. Действует и «План набора учителей обязательного сельского образования», предоставляющий для выпускников вакансии учителей в сёлах западных провинций.


Все эти программы расширили круг возможностей выпускников. Кроме того, власти КНР и образовательные учреждения, понимая приоритет предпринимательства над наёмным трудом, способствуют реализации выпускников в качестве предпринимателей. Также они ведут мониторинг рынка труда, открывают курсы повышения квалификации и принимают другие меры для помощи в трудоустройстве юношей и девушек. Благодаря серьёзным усилиям с разных сторон уровень занятости среди выпускников с разным уровнем успеваемости достиг в 2014 году 90%.


Система высшего образования в КНР добилась общепризнанных успехов. Китай из страны с самым большим населением стал страной с самыми богатыми ресурсами рабочей силы. Правительство уделяет образованию всё больше внимания и расширяет его финансирование. В 2012 году государственные расходы на образование достигли 4% ВВП, что составило 2 триллиона 140 миллиардов юаней (около 345 миллиардов долларов).


Но при всех достигнутых успехах нужно чётко понимать, что в пересчёте на душу населения отставание Китая от развитых стран ещё очень большое. В то же время такие вопросы, как трудоустройство выпускников, подготовка вузовских кадров, регулирование и управление, система оценок и т.д., всё ещё требуют решения. Нужно постоянно работать над преодолением имеющихся и вновь возникающих проблем. И мы надеемся, что завтра китайской высшей школы будет лучше, чем вчера.Цуй Чжэн



Общество / 1123 / Writer / Теги: общество / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
Похожие новости: