03.01.2020
СОПЕРНИЧЕСТВО США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КИТАЕ (XIX - XX ВЕК)

В статье анализируются основные направления политики США и Великобритании в Китае в контексте международных отношений на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв. Автор исследует особенности отношений США и Великобритании, их сотрудничество по ряду вопросов и причины столкновения их интересов. Главный вывод статьи: несмотря на серьезную экономическую конкуренцию между США и Англией в Китае, основной причиной их противоречий являлись влияние и интересы других участников региональной системы международных отношений. Необходимость учитывать позицию своих союзников, которые способствовали поддержанию не только регионального, но и глобального баланса сил, часто заставляла Великобританию действовать вопреки политике США.


В конце XIX в. в Китае столкнулись интересы сразу нескольких великих держав. Китайская империя находилась в состоянии кризиса, который проявился в ее поражении в войне с Японией в 1894-1895 гг. Японо-китайская война также дала своеобразный старт активному проникновению великих держав в Китай и их борьбе за сферы влияния. В «битву за Китай» включились и Соединенные Штаты, которые, однако, всегда стремились подчеркнуть мирный характер своей экспансии и необходимость сохранения целостности Китая. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. США неоднократно сталкивались в Китае с другими державами, в т. ч. и с Великобританией.


В целом отношения Англии и США во второй половине XIX в. складывались непросто. Основные их противоречия касались преимущественно разграничения территорий и раздела сфер влияния в Новом Свете. Кульминацией англо-американского противостояния стал Венесуэльский кризис 1895-1896 гг., связанный с проблемой демаркации границы между Венесуэлой и Британской Гвианой. Вслед за резким демаршем США, вставших на сторону Венесуэлы, и не менее жестким ответом Великобритании, которые едва не привели обе страны к открытому конфликту, стороны разрешили свои противоречия компромиссом. Во многом это объяснялось тем, что Англия была готова к урегулированию конфликта с США, для того, чтобы сосредоточить свое внимание на других, более важных для себя, регионах. У Британии множились противоречия с Германией, Францией и Россией, и поэтому ей была необходима поддержка со стороны Соединенных Штатов, чьи интересы пока еще не так сильно пересекались с английскими. Немаловажную роль сыграла и поддержка англоамериканского сближения со стороны ряда влиятельных британских политиков.


В силу этих обстоятельств Великобритания обеспечила свой благожелательный нейтралитет по отношению к Соединенным Штатам во время испано-американской войны 1898 г. и поддержала превращение Филиппин в колонию США. Контроль США над Филиппинами был более выгоден Великобритании, чем сохранение их за ослабевшей Испанией, так как предотвращал борьбу европейских конкурентов Англии за влияние на архипелаге. Кроме того, владение Филиппинскими островами способствовало более активному вовлечению США в дела Дальнего Востока, где Великобритания стремилась получить американскую поддержку [11, p. 132]. Англия во второй половине XIX в. играла ведущую роль в торговле с Китаем, и политика его раздела на сферы влияния угрожала ее экономическому преобладанию и политическому влиянию на Дальнем Востоке. В то же время обозначилась определенная изоляция Великобритании в Китае, что заставило ее обратиться к поиску союзников на Дальнем Востоке. Такими союзниками стали Япония и Соединенные Штаты.


Еще перед началом испано-американской войны, в марте 1898 г. Великобритания обратилась с просьбой к США объединить с ней усилия по противодействию раздела Китая на сферы влияния. Соединенные Штаты отказались выступать совместно с Англией, объясняя это занятостью вопросом о разгоравшемся конфликте с Испанией и изоляционистскими настроениями в политических и общественных кругах [11, p. 117-118].


Впрочем, подобный отказ от политического сотрудничества с Англией не мешал Соединенным Штатам активизировать свое коммерческое проникновение в Китай после 1895 г. Основными предметами американского экспорта в Китай были хлопчатобумажные ткани, керосин и металлоизделия (в т. ч. и железнодорожное оборудование). Американские хлопчатобумажные ткани благодаря своей дешевизне уже к концу 1890-х гг. теснили на китайском рынке аналогичную продукцию из других стран, в т. ч. и Англии [4, с. 14]. Однако у Великобритании было серьезное преимущество в конкуренции с Соединенными Штатами. США не могли опереться на собственную сеть коммерческих представительств в Китае, аналогичную той, которая была создана Англией, долгие годы доминировавшей в торговле на Дальнем Востоке. Американцы были вынуждены проводить торговые и финансово-кредитные операции в Китае через посредничество английских фирм. Значительная часть американских товаров доставлялась в Китай на британских судах. Это определило противоречивый характер конкурентной борьбы между США и Британией в китайской торговле. Несмотря на сохранявшееся соперничество на рынках Китая, между Англией и Соединенными Штатами сложился своеобразный «симбиоз», который определял единство их действий по многим вопросам дальневосточной политики [7, с. 130-131]. Интересы Англии были сосредоточены преимущественно в Центральном и Южном Китае, прежде всего в долине Янцзы. Именно эту сферу англичане готовились защищать от проникновения американцев, в т. ч. и с опорой на «административный ресурс». В то же время Маньчжурия казалась для США более выгодным объектом для экспансии. Хотя Маньчжурия с 1896 г. постепенно превращалась в российскую сферу влияния, но американские товары могли успешно конкурировать с российской продукцией и США имели все шансы занять монопольное положение на рынках этой части Китая. Великобритания благосклонно относилась к экспансии США в Маньчжурии, рассчитывая, во-первых, что Америка создаст противовес российскому присутствию, и, во-вторых, что она будет уделять внимание преимущественно северу Китая и не будет конкурировать с Англией в ее сферах влияния [4, с. 15].


В качестве одного из инструментов своей политики в Китае США приняли решение опереться на доктрину «открытых дверей», которая предусматривала сохранение территориальной целостности Китая и соблюдение правил свободной конкуренции и «честной игры» на китайской территории. Америка на рубеже XIX-XX вв. пока не располагала многими из тех возможностей, которые имелись у других великих держав. Ее дипломатия не пользовалась серьезным влиянием в международных отношениях, а вооруженные силы (особенно армия) были еще не так сильны. Приходилось принимать во внимание настроения части американской элиты и общественных кругов, негативно воспринимавших вовлечение США в колониальную политику и соперничество с великими державами. Поэтому Соединенным Штатам было затруднительно открыто бороться за выделение сферы влияния в Китае. В силу этого политика «открытых дверей» была наиболее оптимальным вариантом для утверждения американского присутствия в Китае, поскольку позволяла им использовать свои растущие экономические возможности на всей территории страны и утвердить имидж защитника его целостности и интересов.


Собственно, к принципам «открытых дверей» склонялась и Великобритания, которая, как уже говорилось выше, сама выступала с предложением к Соединенным Штатам совместно действовать против раздела Китая на сферы влияния. В самих США к 1899 г. все больше росло стремление к провозглашению принципов «открытых дверей» как основы политики в Китае. 6 сентября 1899 г. государственный секретарь США Дж. Хэй выступил с нотой, адресованной великим державам, имевшим интересы в Китае, в которой были озвучены принципы политики «открытых дверей». Данная нота была принята Великобританией, Францией, Германией и Японией. Лишь Россия дала уклончивый ответ, опасаясь за свои позиции в Северо-Восточном Китае. Однако, несмотря на провозглашение политики «открытых дверей», сохранялась практика соперничества за сферы влияния в Китае.


Впрочем, сами Соединенные Штаты довольно часто были готовы отойти от декларируемых ими принципов. В 1901-1903 гг. США вели тайные переговоры с Россией о получении особых привилегий для американского капитала в Маньчжурии в обмен на признание любого режима, установленного российским правительством в этой части Китая [3, с. 195]. Рассматривался в США вопрос и о приобретении военно-морской базы в Китае, в т. ч. на архипелаге Чжоушань неподалеку от Шанхая. Однако эти острова входили в сферу британских интересов, что заставило США отказаться от своих планов [10, p. 123].


Несмотря на провозглашенную общность целей в Китае, между США и Великобританией так и не возникло формального политического партнерства, в первую очередь из-за нежелания Соединенных Штатов связывать себя обязательствами и стремления сохранить дистанцию от других великих держав. Это проявилось даже в ходе подавления «боксерского» восстания. В частности, государственный департамент США отказался официально оформить коалицию с Великобританией (направленную не только против повстанцев, но на укрепление позиций среди других великих держав), стремясь придерживаться собственной линии в Китае. Кроме того, подобная позиция Соединенных Штатов объяснялась продолжавшейся военной кампанией на Филиппинах, которая не позволяла выделить крупный контингент для подавления восстания в Китае, а также стремлением президента У Мак-Кинли умерить страсти вокруг экспансионистской политики США в преддверии президентских выборов [14, p. 157].


Тем временем наметилось сближение позиций Англии и Германии. 16 октября 1900 г. между ними было заключено соглашение о разграничении сфер влияния. Соединенные Штаты получили предложение присоединиться к этому договору, но государственный департамент дал отрицательный ответ. Однако многие американцы беспокоились, что Великобритания и Германия смогут договориться с Россией по вопросу Маньчжурии за спиной у США [3, с. 77]. Создания англо-германского блока на антиамериканской основе опасался и Т. Рузвельт, вступивший на пост президента в 1901 г. Как отмечал советский историк Р.М. Бродский, Рузвельт «не доверял английской политике и понимал неизбежность углубления англо-американских противоречий» [1, с. 83-84]. Но вместо англо-германского союза на Дальнем Востоке наметилось оформление англо-японского альянса. Сближение с Германией на Дальнем Востоке могло быть чревато для Англии дополнительными обязательствами в Европе, и поэтому Япония рассматривалась как более выгодный союзник. Обе страны негативно относились к присутствию России в Маньчжурии, а их стремление заключить союзное соглашение подкреплялось опасением того, что противоположная сторона может пойти на компромисс с Россией. США негативно восприняли англо-японский союзный договор, подписанный в январе 1902 г. без консультации с ними и рассчитанный, прежде всего, на защиту интересов Англии и Японии без учета американской позиции. США попытались убедить Россию фактически отторгнуть Маньчжурию от Китая, намекая на американскую поддержку и рассчитывая при этом на получение исключительных привилегий в этом регионе [3, с. 127]. Однако Россия, опасаясь начала открытого конфликта в случае захвата Маньчжурии и не желая уступать американским притязаниям, отклонила предложение США. Не сумев договориться с Россией, США стали с большей симпатией относиться к англо-японскому союзу. Они рассчитывали на то, что разгоравшийся конфликт между Россией и Японией ослабит обе стороны и облегчит экспансию Соединенных Штатов в Маньчжурии.


Однако поражение России в войне с Японией на самом деле породило новые проблемы для США. После войны произошло усиление японских позиций в Маньчжурии и на всем Дальнем Востоке. Япония не только сохраняла союзнические отношения с Великобританией, но и нормализовала взаимодействия с Россией на основе разграничения сфер влияния. Англия же, хотя и стремилась сохранить хорошие отношения с США, не собиралась ради поддержки американских интересов противодействовать Японии.


Серьезное столкновение США и Англии произошло в ходе переговоров о предоставлении так называемого Хугуанского займа для Китая. 6 июня 1909 г. представители английских, французских и германских банковских групп заключили с китайским правительством соглашение о предоставлении займа на строительство железных дорог в провинциях Хубэй, Хунань и Сычуань (получивших название Хугуанских железных дорог). 6 июля 1909 г. представители этих объединений подписали меморандум, согласно которому все железнодорожные займы для Китая должны были равномерно распределяться исключительно между ними. США выступили с протестом против заключения договора о займе без их участия. В результате давления со стороны США было принято решение о допуске американцев к участию в «Хугуанском займе» [6, c. 135].


Столкновение американских и английских интересов по вопросу строительства железных дорог коснулось и Маньчжурии. Еще в августе 1907 г. США заключили соглашение с губернатором провинции Мукден о предоставлении займа для учреждения «Банка трех восточных провинций» и строительства железной дороги от Пекина до Мукдена. Однако Англия в начале 1908 г. добилась от властей Маньчжурии подписания соглашения о займе уже с британским Гонконг-Шанхайским банком. В результате давления со стороны американской банковской группы (поддержанной правительством США) английский банк отказался от своего предложения [6, c. 143].


Однако основным соперником для США в Маньчжурии становилась уже Япония, и обострение их отношений отражалось на Великобритании. 2 октября 1909 г. американская банковская группа совместно с английской компанией «Паулинг и К°» договорилась с китайским правительством о предоставлении займа на строительство железной дороги Цзиньчжоу-Айгун, которая могла бы составить серьезную конкуренцию принадлежавшим соответственно России и Японии Восточно-Китайской (КВЖД) и Южно-Маньчжурской (ЮМЖД) железным дорогам. Непосредственное строительство дороги должна была осуществлять английская фирма, а финансировать его - американские банки. Привлекая к работе английскую компанию, США рассчитывали, что правительство Великобритании будет более лояльно к проекту и поможет нейтрализовать противодействие России и Японии [6, с. 150]. Вначале британское правительство поддержало проект, а затем, когда стали ясны его цели, попыталось дистанцироваться от него [9, p. 748-749]. Однако с учетом того, что проблема железных дорог в Маньчжурии затронула интересы сразу нескольких держав, ей это сделать не удалось.


Помимо строительства железной дороги Цзиньчжоу - Айгун США предложили идею «нейтрализации» и «интернационализации» железных дорог Маньчжурии (которая заключалась в предоставлении займа Китаю для выкупа КВЖД и ЮМЖД). 11 ноября 1909 г. государственный секретарь США Ф. Нокс обратился с меморандумом к английскому министру иностранных дел Э. Грею, в котором предлагал Великобритании выступить совместно с Соединенными Штатами в поддержку «нейтрализации» железных дорог Маньчжурии или (при отказе России и Японии) добиться разрешения строительства линии Цзиньчжоу - Айгун. Грей дал на этот меморандум уклончивый ответ, который можно было, однако, расценить как отпор [2, с. 280-281]. Он, в принципе, поддержал идею «нейтрализации», но отметил, что вести переговоры о новом займе с Китаем нежелательно до тех пор, пока не решен вопрос с «Хугуанским займом», и, кроме того, к этому проекту следовало подключить «заинтересованные державы» [12, p. 235]. Нокс, в свою очередь, попытался использовать хотя бы такой ответ Грея и обратился с меморандумом к России, Японии, Германии и Франции. 21 января 1910 г. Россия и Япония (заручившись поддержкой Великобритании) в ответной ноте выразили отрицательное отношение к плану «нейтрализации». 5 февраля 1910 г. английское правительство рекомендовало Китаю не принимать решения о строительстве железной дороги Цзиньчжоу-Айгун без предварительных консультаций с Россией и Японией [12, p. 257]. В июле 1910 г. США предложили сократить линию Цзиньчжоу - Айгун до Таонанфу, однако Россия отвергла это предложение, а Англия не стала поддерживать США [9, p. 765-766].


В вопросе о железнодорожном строительстве в Маньчжурии Великобритания была вынуждена выбирать между Россией и Японией, с одной стороны, и Соединенными Штатами - с другой. Англия была настроена на политическое и экономическое сотрудничество с Америкой, однако США не стремились к участию в поддержании мирового баланса сил (в отличие от России и Японии), что делало «англо-американскую Антанту невозможной» [9, p. 751]. Подобная позиция серьезно осложняла англо-американские отношения - летом 1910 г. «возмущение Великобританией достигло апогея» в Соединенных Штатах [13, p. 193].


В итоге США оказались на Дальнем Востоке в своеобразной изоляции перед лицом Англии, России, Франции и Японии. Их противоречия наглядно проявились в ходе переговоров о новых займах для Китая. 27 октября 1910 г. Китай подписал соглашение с американской банковской группой о предоставлении займа на проведение денежной реформы в Китае и промышленное развитие Маньчжурии. Остальные участники международного банковского консорциума (образованного в период переговоров по «Хугуанскому займу») выразили протест и потребовали участия в предоставлении займа на равных с американцами условиях. США согласились на это, так как их планы по предоставлению займа на развитие Маньчжурии теперь были фактически поддержаны международным банковским консорциумом, что позволяло создать противовес Японии и России [6, с. 176]. Однако Россия и Япония выступили против предоставления займа со стороны консорциума без их участия, а Франция и Великобритания поддержали их включение в консорциум летом 1912 г. Это нарушало планы США по экономическому проникновению в Маньчжурию [6, c. 178]. Еще одним ударом по американским планам стало решение об ограничении сферы деятельности консорциума административными займами вместо железнодорожных [6, c. 289]. В 1913 г. США покинули консорциум. Оставляя консорциум, они стремились отмежеваться и от участия в «реорганизационном займе», предложенном консорциумом китайскому правительству, сформированному после Синьхайской революции. Условия предоставления этого займа были тяжелыми для Китая, и Америка, уходя из консорциума, старалась завоевать популярность среди китайцев. Новый президент В. Вильсон изменил стратегию в отношении Китая, сделав акцент на соблюдении политики «открытых дверей» и декларировании дружественных отношений.


С началом Первой мировой войны Япония старалась укрепить свои позиции в регионе и расширить сферу влияния. Хотя Великобритания была недовольна усилением Японии в Китае, она не спешила выстраивать против нее объединенный фронт вместе с США, предпочитая сохранять определенный баланс в отношениях с обеими странами. Японская политика по разделу сфер влияния в Китае стала более близкой Великобритании, чем позиция американцев, которые стремились активизировать свое экономическое присутствие по всему Китаю [8, p. 51]. Некоторые британские политики считали, что США являются потенциально более опасным конкурентом, чем Япония, из-за их огромных финансовых ресурсов [8, p. 57].


Одним из примеров столкновения интересов США и Великобритании в Китае в этот период стал вопрос со строительством железных дорог американскими компаниями «Симс-Кэри рэйлвэйс» и «Кэнэл компани». В соответствии с подписанным в мае 1916 г. соглашением американские фирмы должны были построить несколько железных дорог в различных частях Китая, относившихся к сферам влияния Англии, Франции и России. Франция и Россия сразу выступили с протестом, а Великобритания предложила компромиссный вариант - строительство дорог совместно с Англией и британский административный контроль над ними. Однако в этом случае значительная часть прибыли отходила бы Англии, что было неприемлемо для США, которые в январе 1917 г. отклонили британское предложение [8, p. 59-60].


Летом 1918 г. правительство США приняло решение о возобновлении участия американских банков в международном консорциуме по предоставлению займов Китаю и инициировали переговоры о создании нового консорциума. Предыдущий консорциум фактически бездействовал. С началом Первой мировой войны из его состава вышла Германия, а после 1917 г. - Россия. Соединенные Штаты за счет роста своей финансовой мощи рассчитывали занять в новом консорциуме ведущее положение. Действительно, уже с началом переговоров английская и французская финансовые группы уступили свои доли в финансировании Китая американцам [5, p. 95].


После окончания Первой мировой войны произошло снижение влияния Великобритании на Дальнем Востоке, что стало следствием относительного ослабления ее экономической мощи. Это наглядно показала Вашингтонская конференция 1921-1922 гг., на которой Англия отказалась от союза с Японией и согласилась на равенство военно-морских сил с Соединенными Штатами. Великобритания еще не была готова отказаться от своих позиций на Дальнем Востоке, но уже было понятно, что главный баланс сил на Тихом океане будут определять США и Япония.


Соперничество США и Великобритании в Китае в конце XIX - начале XX в. носило сложный и противоречивый характер. Изначально Англия воспринимала Соединенные Штаты как своего партнера в дальневосточных делах, однако США оказались серьезным конкурентом в вопросах торговли и инвестиций в Китае. Впрочем, причинами самых серьезных противоречий стали как раз те факторы, которые способствовали англо-американскому сближению. В условиях обострения отношений между центральными державами и Антантой Англия все большее внимание обращала на прочность связей со своими союзниками. В силу этого Великобритания после Русско-японской войны часто ставила российские или японские интересы в регионе выше американских или даже своих собственных. Региональная система международных отношений на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв. сильно зависела от влияния внешних факторов, и англо-американские отношения этого периода еще раз это доказывают.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бродский Р.М. Американская экспансия в северо-восточном Китае, 1898-1905. Львов : Изд-во Львовского ун-та, 1965. 168 с.


2.Гальперин А.В. Англо-японский союз, 1902-1921 годы. М. : Госполитиздат, 1947. 448 с.


3.Горелик С.Б. Политика США в Маньчжурии в 1898-1903 гг. и доктрина «открытых дверей». М. : Изд-во вост. лит., 1960. 196 с.


4.Зарина Л.Л., Лившиц С.Г. Британский империализм в Китае (1896-1901). М. : Наука, 1970. 248 с.


5.Попова Е.И. Политика США на Дальнем Востоке (1918¬1922). М.: Наука, 1967. 340 с.


6.Севостьянов П.П. Экспансионистская политика США на Дальнем Востоке (в Китае и Корее в 1905-1911 гг.). М. : Госполитиздат, 1958. 312 с.


7.Фурсенко А.А. Борьба за раздел Китая и американская доктрина открытых дверей (1895-1900). М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1956. 247 с.


8.Davis C.B. Limits of Effacement: Britain and the Problem of American Cooperation and Competition in China, 1915¬1917 // Pacific Historical Review. Vol. 48, No.1 (Feb., 1977), P. 47-63.


9.Edwards E.W. Great Britain and the Manchurian Railway Question, 1909-1910 // The English Historical Review. Vol. 81, No.321 (Oct., 1966). P. 740-769.


10.Livermore S.W. American Naval Base Policy in the Far East 1850-1914 // Pacific Historical Review. Vol.13, No. 2 (Jun., 1944). P. 113-135.


11.Neale R.G. Great Britain and United States Expansion: 1898-1900. East Lansing: Michigan State University Press, 1966. 230 p.


12.Papers relating to the foreign relations of the United States with the annual message of the president transmitted to Congress December 6, 1910. URL: http://digital.library. wisc.edu/1711.dl/FRUS.FRUS1910 9 (дата обращения: 28.10.2018)


13.Scholes W.V., Scholes M.V. The Foreign Policies of the Taft Administration. Columbia: University of Missouri Press, 1970. 259 p.


14.Young M.B. The Rhetoric of Empire. American China Policy, 1895-1901 // Harvard East Asian Series. No. 36. Cambridge (Mass.), 1968. 302 p.


Н.В. Федоров 2013 • № 3 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ



История / 1014 / Writer / Теги: история / Рейтинг: 5 / 2
Всего комментариев: 0
Похожие новости: