09.12.2015
Великий китайский поход за иностранными студентами

Еще 10 лет назад государственная политика Китая состояла в основном в том, чтобы отправить на обучение за рубеж лучших студентов из числа граждан КНР. Руководство Китая заинтересовано в изучении их опыта обучения в ведущих зарубежных университетах.


За последние несколько лет ситуация изменилась: правительство Китая приступило к реализации стратегии привлечения иностранных студентов в национальные университеты. Это стало частью политики «мягкой силы» Китая в целом. Бесспорно, Поднебесная стремится стать одним из основных игроков международного образования не только в Азии, но и в мире.


Национальный план по среднесрочному и долгосрочному реформированию и развитию образования, опубликованный Министерством образования КНР в 2010 году, утверждает следующие стратегические приоритеты в части экспорта образования: увеличение числа иностранных студентов в Китае; увеличение числа китайских государственных стипендий для иностранных студентов; субсидирование исследований, проводимых в Китае студентами из развивающихся стран; увеличение числа программ высшего образования, преподаваемых на иностранных языках в китайских университетах; повышение качества образования; реализация Плана обучения за рубежом китайских граждан за счет средств государственного бюджета в целях повышения международной мобильности студентов.


Кроме того, были приняты количественные показатели: китайское правительство поставило задачу привлечь на обучение в национальные университеты 500 тыс. иностранных студентов к 2020 году, из них 150 тыс. – по программам высшего образования, а также сделать Китай азиатской страной номер один по числу иностранных студентов.


В настоящее время Китай принимает менее 10% всех иностранных студентов в мире. В марте 2015 года Министерство образования Китая опубликовало официальную статистику по числу иностранных студентов в китайских университетах, из этих данных следует, что число иностранных студентов в Китае увеличилось на 5,7% по сравнению с 2013 годом. Всего в КНР обучается 377 054 иностранных студента из 203 стран мира. Особенно выросло число студентов из Африки – 41 677 человек (рост 24,93% за год) и Океании – 6272 человека (рост составил 32,24% за год), в то время как студентов из Северной и Южной Америки стало меньше на 2,45%.


Большинство иностранных студентов в Китае обучаются на краткосрочных курсах по изучению китайского языка, это около 60% всех иностранных студентов в Китае. В вузах Китая на программах высшего и послевузовского образования обучаются 40% всех иностранных студентов, и этот процент постоянно растет, при этом на бакалаврских программах обучаются 80% иностранных студентов. Самые популярные университетские программы среди иностранных студентов – китайский язык, изобразительное искусство и медицина. В то же время растет популярность естественных наук, бизнеса и менеджмента.


Для привлечения иностранных студентов в Китае используются следующие три основные стратегии:


1. Увеличение числа стипендий для обучения иностранных граждан;


2. Увеличение числа соглашений с зарубежными странами о признании образования, квалификаций, ученых степеней и развитие системы перезачета кредитов;


3. Увеличение числа курсов на английском языке.


Рассмотрим подробнее реализацию этих трех основных направлений.


В апреле 2012 года Министерство образования КНР увеличило число стипендий для иностранных студентов, в результате стипендиальный фонд на 2012–2013 годы составил около 1,5 млрд юаней (примерно 238 млн долл.). В период между 2010 и 2020 годами планируется выделить 10 тыс. государственных стипендий студентам из стран Юго-Восточной Азии для обучения в Китае.


Безусловно, стипендиальная поддержка иностранных студентов оказывает существенное влияние на привлекательность обучения в Китае. В то же время стоимость обучения в китайских университетах относительно невысока для иностранных студентов и колеблется в диапазоне от 1600 евро до 2900 евро для программ бакалавриата, от 2000 евро до 3400 евро за магистерские программы и от 2500 евро до 3800 евро за программы докторантуры. Необходимо отметить, что цены на обучение для иностранных студентов в Китае не устанавливаются централизованно, поэтому стоимость различается между вузами и программами. С учетом вышесказанного число студентов, обучающихся на условиях самофинансирования, также увеличивается ежегодно.


Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании квалификаций и степеней по меньшей мере с 34 странами. Значительным шагом вперед для КНР в признании квалификаций стало подписание Азиатско-Тихоокеанской региональной конвенции о признании квалификаций в области высшего образования 25.11.2011 года.


Правительство Китая за последние годы расширило сотрудничество и обменные программы студентами приблизительно с 188 странами мира (в том числе и со странами ЕС). К примеру, Китай и Франция договорились увеличить число французских студентов, обучающихся в Китае, до 10 тыс. в ближайшие пять лет.


У правительства КНР нет утвержденного перечня зарубежных стран целевого набора, но Министерство образования Китая на своем официальном сайте заявляет, что Китай «принимает основные страны; соседние страны – как страны первостепенного значения; развивающиеся страны – как базу». Под основными странами, хотя они и не определены, можно предположить, имеются в виду США, Россия и Индия.


В отношении «соседних стран» в 2010 году китайский государственный советник Лю Яньдун заявила, что Китай и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии должны изучить возможность региональной образовательной интеграции для развития регионального студенческого обмена. Цель Китая – к 2020 году принять по академическому обмену 100 тыс. студентов из стран АСЕАН и столько же отправить в страны АСЕАН китайских студентов.


В Китае также создан широкий спектр программ по обмену студентами из африканских стран, что является частью более широкой программы экономического сотрудничества со странами Африки. Официально Китай поощряет обучение африканских студентов по тем специальностям, которые больше всего нужны в Африке. Это в то же время способствует укреплению «мягкой силы» Китая на Африканском континенте. В 2012 году Китай принял более 27 тыс. студентов из Африки. К концу 2013 года в Китае насчитывалось уже более 35 тыс. студентов из африканских стран.


Кроме того, почти в 80 странах мира функционируют 305 институтов Конфуция и китайских школ, которые популяризируют изучение китайского языка и культуры за рубежом и таким образом способствуют привлечению иностранных студентов для обучения и проведения исследований в Китае.


Текущий план реформы образования Китая направлен на интернационализацию образования, стимулирование сотрудничества с университетами мирового класса и научно-исследовательскими организациями. Поощряется открытие престижными зарубежными университетами своих кампусов в Китае в сотрудничестве с китайскими университетами.


Однако кампусов, созданных при участии китайских и зарубежных университетов, пока немного. Как пример можно привести кампус Сианьского университета и Ливерпульского университета в Сучжоу, Китайско-британского колледжа в Шанхае, созданного консорциумом девяти британских университетов; университета Монаш и Юго-Восточного университета также в Сучжоу, университета Дьюка и Уханьского университета в городе Куньшань.


Совместные учреждения – новое явление в Китае, они жестко контролируются национальными, провинциальными и местными органами власти. Они предоставляют в основном обучение по программам высшего образования для китайских студентов на месте, чтобы китайская молодежь имела шанс получить международно признанный диплом без необходимости покидать страну. Для иностранных студентов, обучающихся в подобных университетах, важным фактором является и то, что получение международно признанного диплома в Китае стоит намного дешевле, чем в Великобритании и других странах Европы.


Один из успешных примеров совместных учреждений – кампус Ноттингемского университета в Нинбо, в котором в настоящее время обучается более 8 тыс. студентов из России, Казахстана и Индонезии, а также из большинства европейских, южноамериканских и североамериканских стран. С учетом обменного курса стоимости проживания и обучения в Китае студенты тратят значительно меньше финансовых средств по сравнению с обучением в Великобритании, что крайне привлекательно. В числе причин выбора кампуса Ноттингемского университета в Китае иностранные студенты указывают следующие: получение британской степени и диплома, возможность провести время в Китае, высокое качество обучения.


Лучшие китайские университеты, как Чжэцзян, Пекинский университет и Цинхуа, принимают около 3 тыс. иностранных студентов ежегодно. Хотя все три университета ведут преподавание по отдельным программам на английском языке, большинство иностранных студентов в них обучаются на китайском языке, и число их растет.


Пекинскому университету было предоставлено государственное финансирование на открытие летней школы в сотрудничестве с Лондонской школой экономики, Оксфордским университетом, Кембриджским университетом, Австралийским национальным университетом, Университетом Калифорнии и, до этого года, с Йельским университетом. Летняя школа работает два месяца в году – в июле и августе – и позволяет привлечь студентов из ведущих университетов мира в Пекинский университет на летний семестр.


В марте 2015 года Стэндфордский университет открыл новый исследовательский центр в Пекине как новую площадку для дальнейшего сотрудничества и академических обменов между Пекинским и Стэндфордским университетами.


Но не все проекты имеют успех. Совместная программа бакалавриата Пекинского и Йельского университетов, стартовавшая в 2008 году, была приостановлена в 2014 году в связи с тем, что необходимое количество студентов из Йельского университета не набралось: вместо 15 студентов только четыре изъявили желание поехать учиться в Пекин.


Реализация национальной политики в области образования возложена на Министерство образования Китая. Каждая провинция или муниципалитет имеют комиссию образования, которая подчиняется министерству. У каждого из городов и провинций есть собственные бюро или комиссии, которые реализуют региональную политику и являются ответственными за школы и высшие учебные заведения. Каждый уровень управления может иметь свою собственную интерпретацию национальных правил, которые могут отличаться друг от друга, в том числе по рекрутингу иностранных студентов.


Примечательно, что каждая провинция Китая имеет контрольные цифры приема иностранных студентов, и в соответствии с ними распределяется финансирование и планирование приема иностранных студентов. К примеру, муниципалитет Шанхая ожидает, что количество иностранных студентов в городе возрастет до 70 тыс. до конца 2015 года. Муниципалитет Шанхая создал комплексную систему стипендий для поощрения выдающихся студентов, переезжающих на учебу в Шанхай, в соответствии с планом Комиссии по развитию образования в Шанхае на период 2011–2015 годов.


Усилия муниципалитета дали свои результаты: число иностранных студентов в городе в последние годы постоянно растет. В 2011 году около 47 700 иностранных студентов обучалось в Шанхае, из них треть была зачислена на основные университетские программы.


В Шанхае была создана Международная студенческая деревня Tohee (англ. – Tohee International Student Village), которая объединила несколько университетов Шанхая и стала одним из крупнейших международных студенческих общежитий. Здесь был создан Международный фонд сервиса для иностранных студентов. Он покрывает аренду квартир студентами на период четырехгодичного обучения, помогает обучающимся из малоимущих семей и поощряет имеющих высокие академические результаты.


Первыми студентами, получившими стипендию городских властей Шанхая для учебы в Университете Фудань, стали три гражданина Непала. Стипендия покрыла их обучение, а Международный фонд сервиса для иностранных студентов предоставил им проживание на общую сумму 200 тыс. юаней (примерно 31 500 долл.) на четыре года обучения.


Власти Шанхая в рамках своей политики поощряют развитие международных программ обмена для привлечения иностранных студентов, проведение летних школ в городе, приглашение иностранных лекторов в университеты Шанхая. Так, в 2012 году в Шанхайский университет Цзяо Тун было приглашено более 80 зарубежных профессоров и ученых для чтения лекций в течение четырехнедельных летних курсов.


В качестве оказания помощи иностранным студентам в адаптации к жизни и обучении в Китае город планирует учредить подготовительную школу, где у обучающихся будет возможность начать учить китайский язык и приобрести навыки работы на компьютере. Согласно плану, в Шанхае создадут несколько сервисных центров для иностранных студентов, которые будут помогать находить жилье иностранным студентам, изучать китайский язык и организовывать образовательные туры. Кроме того, в городе появятся 10 центров китайской культуры для иностранных студентов, чтобы помочь им лучше понять страну, ее историю и культуру.


Сегодня, впрочем, большинство иностранных студентов в Китае находятся не на долгосрочных программах, а в основном на языковых и культурных. Пока даже лучшие китайские университеты, входящие в топ-100 мировых рейтингов, не могут привлечь самых способных студентов из-за рубежа. По мнению экспертов, без значительных финансовых стимулов в виде стипендий и финансовых фондов университетов для привлечения иностранных студентов Китаю будет сложно достичь своих амбициозных целей.


Доходы от иностранных студентов, получаемые китайской экономикой, пока не очень значительны. Недавнее исследование Пекинского университета показало, что прямой доход без учета проживания, обслуживания и транспорта от привлечения на долгосрочные программы обучения иностранных студентов составляет от 960 млн до 1,16 млрд долл. в 2011 году. Еще 90 млн долл. было получено от студентов, обучавшихся на краткосрочных программах.


Эксперты, анализируя стратегии китайского правительства по привлечению иностранных студентов, считают, что на данный момент в Китае существует «чувство срочности». По мнению экспертов, «привлечение иностранных студентов происходит с такой скоростью», что нет уверенности, что все это продумано до конца.


Отрицательные отзывы иностранных студентов связаны с отсутствием гибкости образовательного процесса в китайских университетах, низкими языковыми компетенциями педагогов, преподающих на английском языке, невозможностью работать по студенческой визе в период обучения, запретом на проживание вне кампуса университета для студентов, обучающихся по государственным стипендиям правительства Китая. Китайская система образования часто подвергается критике со стороны родителей, студентов из-за фокусировки на механическом запоминании.


Реализация стратегии Китая по привлечению иностранных студентов осложняется высокой конкуренцией за иностранных студентов в этом регионе в целом. Например, Тайвань планирует увеличить количество иностранных студентов до 150 тыс. человек к 2020 году, Малайзия – до 200 тыс. к 2020 году. А такие страны, как Гонконг, Сингапур и Малайзия, предлагают более качественные университетские программы, в том числе в филиалах зарубежных университетов.


При этом эксперты отмечают, что «важность Китая как второй по величине экономической державы в мире, а также страны с долгой историей явно обращает внимание студентов и преподавателей по всему миру. Они понимают важность КНР и хотят узнать больше об этой стране и о состоянии научных связей китайских университетов. Китай неизбежно должен будет объективно оценить это и действовать соответственно.Краснова Г.А.


Редакция портала China-INC.ru, 09.12.2015 г.
Общество / 955 / Writer / Теги: общество / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости: