05.12.2019
Царство Небесное по-китайски или война Последнего Завета. Часть II

Первая часть

Восставшие тайпины удерживали город Юнъань полгода. Сорок тысяч правительственных войск блокировали захваченный тайпинами район, но так и не смогли приступить к штурму городских стен, наткнувшись на активную оборону – отряды восставших постоянно маневрировали и контратаковали противника в окрестностях Юнъани, умело сочетая эти действия с партизанской войной.



В апреле 1852 г., когда в контролируемом ими районе иссякли запасы продовольствия, тайпины прорвали линию блокады и двинулись на север. При прорыве в упорных боях были убиты четыре маньчжурских генерала, а тайпины потеряли попавшим в плен своего первого военного руководителя, главу союзных «триад» Хун Дацюаня.


В ходе прорыва повстанцы атаковали столицу провинции Гуанси, город Гуйлинь, но фитильные ружья и пушки на городских стенах отразили все атаки. В одной из них под огнём маньчжурских пушек погиб «Нань-ван», Южный государь тайпинов – он, кстати, был первым кого власти несколько лет назад арестовали за странную проповедь и отрицание Конфуция.


Не втягиваясь в долгую осаду, тайпины двинулись дальше на северо-восток в соседнюю провинцию Хунань. По пути к ним присоединилось 50-60 тысяч человек, в том числе несколько тысяч рабочих-угольщиков. Из них был создан отдельный сапёрный отряд, предназначенный для подкопов под городские стены. Два месяца тайпины осаждали и штурмовали город Чанша, столицу Хунани. Именно здесь впервые проявился главный в ближайшем будущем враг тайпинов – 40-летний высокопоставленный чиновник в отставке и конфуцианский поэт Цзэн Гофань, а объединенные местные отряды самообороны – «миньтуани», наряду с пушками сыграли главную роль в защите города. Под огнем пушек у стен Чанша погиб Западный государь тайпинов, «Си-ван», из нищих крестьян, бывший охранник купеческих караванов.


Отступив от Чанша тайпины двинулись к великой китайской реке Янцзы, по пути присоединяя к себе все новые толпы восставших. Спустя 80 лет точно так же придется действовать китайским коммунистам – потерпев неудачу в штурме крупных городских центров, их «советские районы» долгие годы будут кочевать по пространствам сельского Китая, прорывая блокады правительственных войск, постоянно теряя в боях старых и с тем же постоянством собирая по пути новых революционеров, которых массами рождала нищая китайская деревня.



В этот период острого военного кризиса фактическим руководителем восстания стал Восточный государь тайпинов – «Дун-Ван» - он же Ян Сюцин, разорившийся торговец хворостом. Возглавив армию, он приказал мобилизовать у местного населения тысячи лодок и использовать для движения многочисленные притоки Янцзы. Благодаря этому тайпины 13 декабря 1852 г. стремительным броском заняли город Йочжоу не берегу Янцзы, где в их руки в целости и сохранности попали большие арсеналы вооружения, созданные два века назад «князем-данником» У Саньгуем для своей личной армии.


За полтора века до тайпинов У Саньгуй (1612-1688), генерал династии Мин, прославился как способный полководец и искусный политик. В молодости талантливый конфуцианский ученый, он неожиданно решил сделать военную карьеру и начал службу младшим офицером. Создал на северной границе империи Мин боеспособную и преданную ему лично 120-тысячную армию. В 1644 г., одним из первых вступил в союз с маньчжурами и пропустил их к Пекину через Великую китайскую стену, чтобы вместе подавить грандиозное восстание китайских крестьян. У Саньгуй - единственный китаец, получивший у маньчжуров титул Принца 1-й степени, породнился с династией Цин. Поэтому он стал для китайского народа символом наиболее одиозного предателя. После падения династии Мин, У Саньгуй со своей армией подавил антиманьчжурское сопротивление на юге Китая и, фактически, самостоятельно правил этими провинциями, являясь самым могущественным «князем-данником» маньчжурских императоров. В 1661 г. пленил скрывавшегося в Бирме последнего китайского императора южной династии Мин и казнил его. В 1673 г. решил сам стать императором и поднял восстание против маньчжур, провозгласив новую китайскую империю Чжоу. Самый известный в Китае предатель упорно и не без успехов воевал с цинским императором Канси, но внезапно умер от дизентерии. Без него «империя Чжоу» быстро исчезла под ударами маньчжур. Созданный же У Саньгуем арсенал аккуратные чиновники пекинского императора сохранила на складах в Йочжоу.





С учетом технического и тактического уровня цинских войск, этого оружия XVII века тайпинам оказалось вполне достаточно для развертывания в несколько дней большой армии и начала генерального наступления. В добавление к уже имеющимся лодкам, Ян Сюцин без промедления мобилизовал на Янцзы еще более 5000 судов – от крупных джонок до мелких деревянных яликов – посадил на них свои войска, создав несколько флотилий, и неудержимым потоком двинулся вниз по Янцзы, на восток.


В густонаселённой богатейшей долине Янцзы отдельные маньчжурские гарнизоны и провинциальные части «войск зелёного знамени» не могли противостоять многочисленной, дисциплинированной и неплохо, по китайским меркам вооруженной, армии, столь быстро маневрировавшей по великой реке и её многочисленным притокам и озёрам. Успехам повстанцев способствовали и действия в городах тайных обществ из семейства «Триад».


12 января 1853 г. тайпины заняли богатейшее трехградье на Янцзы – Ухань – три города-спутника Учан, Ханькоу и Ханьян (цинские войска смогли удержать только цитадель Учана). Как видим, Ухань это своеобразная китайская аббревиатура из трех городов Учан-Ханькоу-Ханьян. Эти три города находятся рядом и разделенные лишь водой составляют большой магаполис. Ханькоу и Ханьян лежат на северном берегу Янцзы по обе стороны от её притока Ханьяцзян. Учан – «город военного могущества» - на южном берегу Янцзы. На всем протяжении тайпинской войны стратегически важная и богатая Ухань будет ареной жестоких боев.


Народ поддерживал тайпинов или был нейтрален, цинские офицеры и чиновники разбегались, а правительство в Пекине лишало их за это чинов и званий. Численность восставших достигла полумиллиона, а флот насчитывал 10 000 джонок. Последовательно захватывая города на Янцзы, тайпины за неполных три месяца прошли почти тысячу километров вниз по реке, достигли численности в миллион человек, и 5 марта 1853 г. вышли на подступы к древней столице Китая – Нанкину (в переводе: «Южная столица»). Маньчжурский император издал указ об аресте и смертной казни высокопоставленных чиновников, не сумевших остановить продвижение «красноголовых».



9 марта повстанцы начали обстрел южных ворот Нанкина из пушек и катапульт, через три дня они замкнули кольцо окружения города и приступили к рытью подкопов. Нанкин был одним из крупнейших городов Китая, с населением свыше миллиона человек. Его 40-километровые городские стены по праву считались самыми длинными городскими стенами в мире. Высота стен достигала 15-20 метров, ширина 30 метров. На сооружение стен Нанкина потребовалось 7 миллионов кубических метров камня и 30 миллионов кубометров земли.


19 марта, на рассвете, подорвав эту грозную стену, тайпины начали генеральный штурм. Нескольким сотням тайпинского «спецназа» удалось прорваться через образовавшийся 7-метровый пролом. Не задерживаясь, они стремительно проникли в центр города, и, соединившись с заранее подготовленной агентурой, неожиданно атаковали ставку маньчжурского командующего. Хотя маньчжурским солдатам удалось блокировать первый пролом в стене, гибель командующего и разгром штаба парализовали их оборону, а новый взрыв открыл путь в Нанкин основным силам тайпинов.


Два дня шли бои и резня на улицах города, тайпины перебили 20 000 маньчжуров с семьями. В воззвании к жителям южной столицы Китая они писали: «Все люди должны знать, кто есть Отец Небесный и повиноваться Небесному государю. Надо всем вместе овладеть страной и сообща пользоваться счастьем».



Нанкин на долгие годы стал центром нового государства, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную» – Тяньцзинь. Именно здесь они смогли приступить к реорганизации своей армии и социальным реформам, чтобы устроить справедливость и всеобщее счастье, как они его представляли.


Вскоре после закрепления в Нанкине была опубликована «Земельная система Небесной династии» - конституция, политическая программа и одновременно военный устав тайпинов.


Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) - четверо рядовых-«цзу» и их командир-«учжан». Каждый рядовой солдат в пятёрке носил особое звание, применявшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий врага), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Каждый «у» также носил специальные названия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «героический», «стойкий» и «воинственный».


Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с командиром «сыма». Взводы носили названия по странам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню или роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров. Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 командиров, включай командира полка – «люйшуай». Полки носили названия: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую возглавлял дивизионный командир-«шишуай». В состав каждой дивизии кроме пехоты входила небольшая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13166 бойцов по штату, во главе командующий-«цзюньшуай». «Шуай» - буквально: воевода, предводитель, вождь. Здесь тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны по форме и смыслу с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригаденфюрер», «группенфюрер»…



Несколько корпусов, под командованием обычно одного из тайпинских государей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы наибольшего успеха тайпинов доходило до 95.


Современники считали, что тайпины воспроизводили военную систему легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную императором и полководцем У-ваном за тысячу лет до нашей эры. Интересно, что европейские наблюдатели применяли тогда в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…


Кроме полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса саперов по 12500 человек в каждом, шесть корпусов кузнецов и плотников, имелись и другие вспомогательные войска.


Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч человек и делился на девять корпусов.


В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и женщины на командных постах до дивизии включительно.


Из письменных источников тайпинов дошла даже точная цифра общего количества их войск - 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч женщин-солдат. Цифра явно преувеличена, по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорожденная тайпинская бюрократия.


Крестьянская суть Китая определяла и основу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, которые совместно обрабатывали землю и совместно пользовались имуществом, продуктами, деньгами и трофеями. Эти семьи вместе работали и молились, вместе кормили своих солдат, нетрудоспособных, детей и сирот. Таким образом, взвод-«лян» составлял основу и армии и общества. Командир взвода «сыма» был одновременно воинским начальником, священником (политкомиссаром) и председателем колхоза. Командир корпуса на своей территории был одновременно главой гражданской власти и судьёй.


Помимо высших государственных чинов, государей-«ванов», число которых со временем значительно увеличилось, в тайпинском государстве-армии существовала развитая система воинских должностей и званий. Ниже «ванов» стояли «тяньхоу» - небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» - по сути начальника штаба и штабных офицеров при «ване» или «тяньхоу». Далее следовали должности армейских ревизоров и инспекторов – «цзяньдянь», командующих группами корпусов – «чжихой». Ниже стояли командиры корпусов и дивизий, более низшие командиры. Была и должность, по сути, начальника генерального штаба – «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановки в армии и на фронтах непосредственно Царю небесному…


Первоначально армия тайпинов формировалась из добровольцев и сторонников их учения, но достаточно скоро они перешли к принудительным рекрутским наборам. На первом этапе гражданской войны командиры всех рангов избирались и лишь высшие утверждались руководителями движения.



Солдаты и командиры армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» войск и войск «зелёного знамени», как правило не получали денежного содержания, только продовольственный паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного государя до рядового не разрешалось обзаводиться личным имуществом – одежда, питание и прочее снабжение шли из общего котла. Практически ту же аскетическую систему советские военные советники с некоторым удивлением обнаружат в середине XX века у китайских коммунистов – в Народно-освободительной армии Китая, НОАК.


Кстати, первым в советской России исследователем военной организации тайпинов был бригадный комиссар Андрей Иванович Скорпилёв. Его интерес к особенностям крестьянской войны в Китае не был умозрительным – Скорпилев служил заместителем начальника 2-го отдела Разведупра РККА (2-й отдел – это агентурная разведка на Востоке), а с 1934 по 1937 годы возглавлял отделение ТАСС в Шанхае, главном финансово-экономическом центре Китая и главном же центре шпионажа в Юго-Восточной Азии накануне Второй мировой войны.


Непосредственным же начальником Скорпилёва в ГРУ был Владимир Таиров, которому в 1925-27 годах, будучи военным советником в Китае, приходилось штурмовать те же города, что и тайпинам, при чём едва ли не такими же способами – взбираться на крепостные стены по штурмовым лестницам из бамбука… Но в отличие от тайпинов Таиров таки взял штурмом город Чанша.


Бригадный комиссар Скорпилев даже вступил в дискуссию с известным военным теоретиком Свечиным о возможности применения на практике сложных военных построений (круговых, крестообразных и т.п.), описанных в документах тайпинов. Увлечённый тайпинами, военный разведчик Скорпилёв не сомневался в их тактических способностях.


Ну тут не удержусь, дам краткие биографические данные на этих троих, уделивших когда то внимание военному искусству христианских повстанцев Китая:


Скорпилёв Андрей Иванович (1899-1937) член ВКП(б) с 1918 г., начал гражданскую войну начальником политотдела в 5-й армии Тухачевского, военный комиссар Сибирских курсов комсостава, в 1925-28 окончил Военно-политическую академию, а в 1928-29 – восточный факультет Военной Академии им. М.В.Фрунзе (бывшей Академии Генштаба императорской армии), 1929-37 – в Разведуправлении РККА, в 1934-37 заведующий отделением ТАСС в Шанхае. Расстрелян.


Таиров (Тер-Григорян, Тер) Владимир Христофорович (Рубен Артемьевич) (1894-1938), из карабахских армян, бригадный комиссар РККА, член партии большевиков с 1915 г., во время октябрьского переворота в Москве был комиссаром московских банков, в годы гражданской войны – комиссар в 1-й конной армии. В 1925-27 – военно-политический советник в Китае, 1927-29 заместитель командующего Дальневосточной армией, 1929-32 – заместитель начальника военной разведки РККА и руководитель агентурной разведки на Востоке, 1933-35 – в РВС Дальневосточной армии, 1935-37 – полпред СССР и уполномоченный ЦК ВКП(б) в Монголии. Расстрелян.


Свечин Александр Андреевич (1878-1938), генерал-майор императорской армии и комдив в РККА. Выпускник Академии Генштаба, командовал ротой в Маньчжурии во время русско-японской войны, в Первую мировую – командир дивизии морской пехоты, готовившейся к штурму Константинополя, начальник штаба армии. В РККА главный руководитель военных учебных заведений по военной истории и стратегии. Талантливый военный теоретик, педагог и писатель. Автор классического труда «Стратегия». Сотрудничал, как аналитик, с военной разведкой. Расстрелян.


Но значительный процент военных руководителей тайпинов так же погиб от рук именно своих, во внутренней борьбе. Это наводит на мысли об определённых закономерностях. Так что продолжение о тайпинах – об их военной и политической организации – следует…


Alter_vij


История / 2386 / DSlavel / Теги: восстание тайпинов, история / Рейтинг: 5 / 3
Всего комментариев: 0
Похожие новости: