20.05.2021
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МОНОПОЛИСТ

Государственная электросетевая корпорация Китая, крупнейшая в мире энергетическая компания, заключает впечатляющие сделки. Она активно участвует в торгах по покупке энергетических активов в Австралии, в надежде присовокупить их к портфелю, в котором уже имеются итальянские, бразильские и филиппинские компании.


Конечной целью, однако, является не просто вложение денег. У председателя Государственной электросетевой корпорации Лю Жени есть план, который, как он верит, поможет остановить глобальное потепление, даст работу миллионам людей и позволит добиться мира во всем мире к 2050 году.


Идея заключается в том, чтобы соединить эти и другие электросети в глобальную сеть, которая будет получать электричество от ветряных мельниц на Северном полюсе и огромных солнечных батарей в пустынях Африки, а затем распределять энергию по всем уголкам мира.


Еще одним преимуществом, по словам Лю, будет то, что система станет "общей судьбой для всего человечества, подарив голубое небо и зеленую землю". Это сумасшедшая идея, конечно. И если эта программа, получившая название "Global Energy Interconnection", была бы предложена кем-либо другим, а не председателем богатейшей в мире энергетической компании, она бы не заслуживала большого внимания.


Но $50 млрд выручки, полученные китайской корпорацией в прошлом году, дают ей ресурсы для реализации амбициозного проекта и политическую поддержку. В сентябре прошлого года сам президент Китая Си Цзиньпин публично призвал к переговорам по созданию глобальной энергосети, в то время как ведущие научно-исследовательские организации, в том числе Аргоннская национальная лаборатория и Институт электроэнергетики Эдисона - участвовали в конференциях, изучая то, как можно было бы реализовать этот план.


Идея энергетической суперсети восходит по крайней мере к 1970-м годам, когда появились высоковольтные линии постоянного тока и соответствующие технологии. Они позволяют передавать электроэнергию на дальние расстояния с меньшими потерями, по сравнению с традиционными системами, которые используют переменный ток.


В Северной Америке высоковольтная технология до сих пор не используется, но в развивающихся странах, где источники энергии - такие как гидроэлектические дамбы - часто расположены далеко от конечных потребителей, становятся все более и более популярными.


Китай, крупнейший потребитель в мире, потратил $65 млрд на модернизацию высоковольтных линий электропередачи в 2014 году, частично связав в сеть географически изолированных ветряных электростанций в быстрорастущих прибрежных городах.


Более десяти лет назад немецкая группа Desertec предложила проект сети, которая будет передавать солнечную энергию из Северной Африки в Европу. В то же время в 2012 году Масаеси Сан, председатель японского Softbank, предложил создать "азиатскую суперсеть" на основе гигантских ветровых электростанций в Монголии.


Участниками сети, по его задумке, должны были стать Южная Корея, Япония, Китай и, возможно, Россия. Ранее на этой неделе Государственная электросетевая корпорация Китая официально присоединилась к Softbank, Korea Electric Power и Розетти ПАО, чтобы изучить целесообразность такой системы. Любая из этих сетей стала бы залогом успеха для производителей ветровой и солнечной энергии.


Но из-за того, что все существующие сейчас сети региональные, они все еще страдают от неуверенности потребителей в возобновляемых источниках энергии. В теории, глобальные сети могли бы решить эту проблему, связывая генераторы энергии на полюсах и на экваторе.


Главный вопрос заключается в том, как управлять такой системой. Председатель Лю продвигает концепцию, не предполагающую центральный орган энергосбыта. Скорее всего, подобно интернету, интеллектуальная сеть будет распределять энергию, перенаправляя электричество по мере вращения земного шара в различные регионы.


С технической точки зрения такая концепция является правдоподобной. Электроэнергия сегодня может передаваться на огромные расстояния, а «умные» технологии быстро развиваются. Но концепция Лю сталкивается со значительными геополитическими препятствиями, в том числе законами (в Японии, например), которые запрещают импорт электроэнергии из зарубежных стран.


Кроме того, представляется маловероятным, что Китай сможет убедить правительства, которые контролируют Арктику, открыть регион для китайских инвестиций в энергетику.


Есть еще вопрос стоимости. По оценкам китайской гопрорации, разработка глобальной сети обойдется в $50 триллионов. Это потребует международных вложений в течение десятилетий. В то время как националистические настроения преобладают во всем мире, такая перспектива кажется весьма отдаленной.


Тем не менее, нет никаких причин, чтобы отказываться от амбициозного проекта Лю. В то время как суперсеть может и не будет построена, все больше и больше региональных сетей уверенно растут. США, которые медленно модернизируют стареющую энергосистему, имеют уникальную возможность разработать энергетическую взаимосвязь своей собственной. Возможно, это одна из немногих китайских идей, которую стоит украсть.



Экономика / 617 / Writer / Теги: ресурсы, экономика, внешняя политика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: