27.02.2020
О трех ящиках Erguotou и реальных причинах продажи китайцам крейсера «Варяг»

Чуть больше месяца назад в Российской прессе появились переводы нескольких статей известного китайского баскетболиста Сюй Чженпина, участвовавшего в покупке на Черноморском судостроительном заводе тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Варяг», ставшего в последствии китайским авианосцем «Ляонин».


Особый акцент в них был сделан на то, что купить крейсер спортсмену помогли несколько ящиков 62% водки 二锅头 (èrguōtóu), которую он привез с собой и на протяжении всего процесса переговоров распивал совместно с руководством завода и чиновниками.


Наша редакция хотела бы внести некоторую ясность в этот вопрос, и предлагает читателям ознакомиться как с текстом статьи Сюй Чженпина, так и последовавшим после ее публикации комментарием Валерия Васильевича Бабича, работавшего на тот момент начальником отдела внешнеэкономических связей Черноморского завода и лично принимавшего китайскую делегацию в марте 1992 года.



И так, из текста статьи "South China Morning Post" следует, что в 1992 году генерал-майор Чжэн Мин, бывший начальник отдела вооружения ВМС НОАК, во время поездки на Украину внимательно осмотрел недостроенный авианосец и сразу же, заинтересовался возможностью его покупки:


"Во время поездки в 1992 г. мы обнаружили, что это практически достроенный, совершенно новый корабль. Все было совершенно новым, корпус, двигатели, поэтому мы предложили его купить и перевезти в КНР". "Но центральное правительство не смогло сделать этого из-за политической ситуации на то время." - рассказывает Чжэн Мин.


Тем не менее, несмотря на политические сложности, китайцы пошли нестандартным путём и решили использовать для покупки незасвеченную "прокладку сделки" - известного спортсмена, который никак не был связан ни с армией, ни с флотом.


Подставной покупатель авианосца, баскетболист Сюй Чжэнпин (в центре)


"Сделка была не для слабонервных. Помимо пачек долларов США, переданных многочисленным чиновникам и руководству верфи в качестве взяток, мы привезли с собой несколько ящиков 62% китайской водки二锅头. Я вынужден был пить ее каждый раз, когда вел переговоры с руководством завода и чиновниками", - рассказывает Сюй Чженпин.


"Каждый раз как мы садились за стол, мне нужно было выпить около 2,5 литров. В критические четыре дня переговоров, я выцедил украинцам больше 50 бутылок. Но я все равно сохранял энергию и трезвый ум, потому что моя пьянка была целенаправленной, в то время как украинцы пили, чтобы напиться". .


В итоге, после нескольких дней алкогольного запоя, руководство верфи и украинское правительство согласились продать авианосец стоимостью в несколько миллиардов долларов, и все важнейшие чертежи корабля по бросовой цене в $20 млн.


После заключения предварительной сделки украинцы попытались ещё раз увеличить ставки и объявили о том, что авианосец будет "продаваться на открытом аукционе". Однако внезапные изменения китайцев не остановили, и они использовали эту подставу (с помощью своих украинских друзей) - для отсечения всех остальных претендентов, так как никто не смог за 3 дня подготовить документы.


19 марта 1998 года Сюй Чженпин на аукционе легко переиграл оппонентов из США, Австралии, Южной Кореи и Японии и выиграл "авианосный" лот.

В ту ночь вертолет без опознавательных знаков приземлился на палубе "Варяга". На следующий день 40 тонн чертежей корабля и всех его систем были упакованы в 8 грузовиков и проследовали для отправки из Украины в Китай.


Проводка экс-"Варяга" через Босфор


Вот такая история. Ниже, мы приводим комментарий Валерия Васильевича Бабича, опубликованный в газете "Вечерний Николаев", 19 февраля 2015 года.


После прекращения строительства авианосцев я работал начальником отдела внешнеэкономических связей Черноморского завода и принимал делегацию Китая, приехавшую знакомиться с «Варягом» в марте 1992 года. На странице 411 седьмого издания книги «Город святого Николая и его авианосцы» помещены фотографии визита китайской делегации на ЧСЗ. Среди китайцев на фото есть и начальник вооружения ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Чжэн Мин - в черных очках, о котором упоминается в статье баскетболиста как о человеке, побывавшем на ЧСЗ и рекомендовавшем правительству Китая купить авианосец. По поручению и.о. директора И.П.Тихоненко и начальника 1-го отдела я водил делегацию по «Варягу» и давал пояснения. Конечно, посетить завод они могли только по разрешению правительства Украины и службы безопасности. Это был первый визит китайцев на ЧСЗ. Одновременно они провели переговоры с заводом «Заря» и СПБ «Машпроект» о поставке новейших газотурбинных двигателей для китайских ВМС и продаже лицензии на их изготовление. В дальнейшем такой контракт был успешно подписан.



В китайскую делегацию входили руководители китайских отраслевых научно-исследовательских институтов, профессора, руководители предприятий, всего 10 человек. Я провел с ними неделю, возил на экскурсию в Одессу, была обширная культурная программа, посещение музеев и т.д. Думаю, что со стороны за нами приглядывали и спецслужбы. Мы работали на режимном предприятии, привыкли держать язык за зубами и всегда были готовы к тому, что находимся под наблюдением.


В 1993 году я уволился с завода, но делами предприятия, на котором я проработал много лет, продолжал интересоваться.


Продажа «Варяга» в те годы не состоялась по политическим причинам. Китайцы считали неуместным покупку корабля из-за финансовой зависимости от США в условиях бурно развивающейся в те годы экономики страны.


К вопросу его покупки они вернулись в 1997-1998 годах. Продажей китайцам авианосца занимался лично Иван Иосифович Винник. Я поддерживаю дружеские отношения с Винником и глубоко его уважаю за порядочность и за то, что интересы завода, государства и общества он всегда ставил выше личных. Продажа авианосца дело непростое. В то время китайцы, как говорится, из кабинета Винника не выходили. Он многократно ездил в Киев, ходил по правительственным коридорам, подписывал документы, добывал справки. Нужно было также получить подтверждение России о том, что с кораблем в Китай не передаются секреты. В подготовке справки участвовало и Невское ПКБ из С.-Петербурга – генеральный проектант наших авианосцев. Оформить документы на продажу «Варяга» было трудно. Это мог сделать только Винник с его колоссальной энергией и обширными знакомствами. Несколько лет назад я сказал журналистам в одном из интервью, что пока жив Винник, рекомендую встретиться с ним и узнать, как продавался «Варяг». Но эту мою рекомендацию пропустили мимо ушей. 22 июня 2015 года ему исполнится 86 лет. Думаю, что он может откровенно рассказать об этой уникальной продаже, скрывать ему нечего.


До китайцев все покупатели лома давали за этот корабль не больше 4 - 4,5 миллионов долларов, т.е. порядка 100 долларов за тонну – по мировой цене на лом. Масса недостроенного авианосца была, порядка, 40 тысяч тонн. После покупки корабль нужно было отбуксировать к месту разделки, а потом еще и разделать. А это дополнительные расходы.


Руководство завода обращалось в Москву в Главное управление кораблестроения ВМФ, к Министру обороны Российской Федерации Е.И.Шапошникову и Президенту России Б.Н.Ельцину с вопросом о дальнейшей судьбе корабля. Но в Москве были заняты своими проблемами. Новое российское политическое руководство и высшее военное командование были равнодушны к дальнейшей судьбе самого крупного боевого корабля ВМФ. Начальник Главного штаба ВМФ России с 1992 по 1996 год адмирал В.Е.Селиванов вспоминает, что когда в 1992-м году он присутствовал на переговорах украинского премьер-министра Кучмы с премьер-министром России Черномырдиным и там обсуждали судьбу недостроенных кораблей «Варяг» и «Ульяновск», то украинцы предлагали России их выкупить. «Черномырдин меня спрашивает, нужен ли нам «Варяг»? Я говорю, что, конечно же, нужен. А он мне отвечает, дословно: «Да вам, что ни спроси, все вам нужно. Денег нет. Обойдетесь!».


Поэтому, когда появились китайцы и предложили 20 миллионов долларов в целом за корабль, то это для ЧСЗ был безусловный выигрыш: оттолкнуть корабль от стенки по цене в четыре раза превышающей ту, что давали другие, и дальше ни за что не отвечать. После заключения контракта китайцы еще платили ежесуточно в течение года по 5000 долларов за сохранность корабля и обеспечение его энергией у причала, пока они его не забрали. Так что каждая сторона считала себя в выигрыше, и на радостях, как пишется в статье китайца, вместе распивали водку. И думаю, что не только китайскую как пишет баскетболист, которую пить неприятно из-за специфического запаха, но наравне их угощали, не сомневаюсь, и первоклассными сортами украинской горилки, которая по праву считается лучшей в Европе. Наши не пьют «на дурницю» и никогда в долгу не остаются.


В общем, спортсмен-предприниматель считал себя победившим, а Винник и Черноморский завод - себя. Завод десять лет не знал куда пристроить «Варяг», а взваливать на себя разделку этого корабля после эпопеи с порезкой «Ульяновска» не хотел. Да и разделывать на заводе эту махину негде было. У меня есть такие строчки в книге «Наши авианосцы».


«Однажды один из вице-премьеров правительства Украины, посетивший «Варяг» и пораженный величием этого замершего и ржавеющего исполина, задумчиво сказал: «А не можем ли мы собраться с силами и достроить его?». На это старший строитель корабля Алексей Иванович Середин, хорошо понимая, что для достройки корабля пришлось бы вдохнуть жизнь не только в Черноморский завод, но и в сотни остановившихся предприятий по всему бывшему Советскому Союзу, без особых комментариев ответил:



– Правительство Украины не может в течение стольких лет выделить средства на утилизацию «Варяга». Если нет денег для уничтожения корабля, как же вы рассчитываете его достраивать»?


Из этого понятно, что денег для разделки «Варяга» у правительства Украины не было. Так что продажу китайцам этого корабля за 20 миллионов долларов завод в то время считал большой удачей.


Остается ответить на главный вопрос: нужно ли было продавать «Варяг» или можно было дождаться лучших времен для достройки корабля? Думаю, что ответ можно получить, обратив взор с Ингульского моста на завод им.61 коммунара к крейсеру «Украина». Этот, один из лучших в свое время ракетных крейсеров мира, доведенный при строительстве до 95% готовности, за прошедшие годы морально устарел и превратился в ничто, несмотря на колоссальные затраты завода по его содержанию. За 23 года существования Украины, лихо, за бесценок продавалось все, что досталось в наследство от Советского Союза. Все продали, сломали и сожгли. И ничего не построили.



По материалам South China Morning Post, Periskop, Sandrermakoff


НОАК / 1871 / DSlavel / Теги: ВМФ, армия / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: