05.12.2019
Китай не заинтересован в безболезненном выходе России из кризиса

Нельзя не отметить огромное количество статей в русско-, англо- и китайскоязычной прессе на тему санкций Запада против России, а также ответных российских мер. Примечательно, что достаточно распространённой считается точка зрения, что для России эти санкции не смертельны, поскольку она уже нашла выход и это «разворот на восток». Однако, вопреки многочисленным заявлениям официальных властей России и мнениям в экспертном сообществе, российская экономика все-таки довольно серьезно ощущает последствия санкций. Более того, введённый против Москвы комплекс мер чувствительно ударил и по основным партнерам России по Таможенному союзу. Конечно, известно, что и европейцы также пошатнулись от ответных российских санкций. Но даже в этой ситуации многие наблюдатели ожидают введения нового пакета ограничительных мер. Но самое главное, о чем хотелось бы поговорить отдельно, — это о выгодах Китая. Так получается, что во всей этой непростой ситуации в выигрыше оказывается только Китай. Попробуем ответить на ключевые вопросы этой темы.


Выгодны ли на самом деле Китаю санкции против России?


Если исходить из основополагающих внешнеполитических документов и принципов внешней политики сегодняшнего Китая, то нахождение двух наиболее крупных геополитических конкурентов Китая в постоянных натянутых отношениях однозначно на руку Пекину, который, пользуясь этой ситуацией, будет стараться выиграть для себя более выгодные условия с каждым из них. В то же время, пользуясь отвлечением внимания Москвы и Вашингтона на двусторонние проблемы, Поднебесная будет укреплять и уже укрепляет свои экономические позиции в важных для вышеуказанных держав регионах мира. Показательной в этом плане является резкая активизация внешнеполитического курса Китая в Казахстане и Средней Азии. В течение последнего года китайские власти всячески продвигают свой грандиозный геополитический проект по формированию своеобразного транспортно-логистического и инфраструктурного пояса вдоль древнего Шелкового пути.


В Азиатско-Тихоокеанском регионе ведется аналогичная работа, но тут упор делается на создание благоприятных отношений с соседями, чтобы создать так называемый морской Шелковый путь. Здесь дела у Китая складываются достаточно хорошо. В ходе прошедшего саммита G20 Китаю удалось подписать с Австралией важное соглашение о создании между двумя странами зоны свободной торговли.


Ко всему прочему, мягкая внешнеполитическая линия и дипломатичность Китая в создающихся конфликтных ситуациях резко повышают политический авторитет Пекина (во Вьетнаме КНР не стала расширять конфликт и пошла на уступки по вопросу о бурении скважин на спорных участках). Тем самым Китай подпитывает своеобразный миф о том, что является более надежным и выгодным партнером.


Какую позицию занимает официальный Пекин и экспертное сообщество?


Понятно, что на официальном уровне китайские власти, которые при всем желании не хотели бы переходить в стадию конфронтации с США, демонстрируют выдержанную позицию и свое неодобрение санкций против России. Еще в сентябре, в разгар взаимных санкционных войн, на встрече со спикером Совета Федерации России Валентиной Матвиенко Си Цзиньпин назвал меры западных стран «незаконными и контрпродуктивными». Уже позже заместитель премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли позволил себе заявить, что «китайская сторона категорически против санкций США и Запада в отношении России и против попыток сдерживать ее развитие».


На экспертном уровне мнения менее однозначны. Китайские аналитики, в целом хоть и занимают в текущем конфликте сторону России, но в то же время не исключают наличия определённых рисков, содержащихся в тесном взаимодействии с северным соседом.


Некоторые китайские специалисты, отмечая финансовую неустойчивость России, где с начала текущего года рубль упал на 26 — 28 процентов, предлагают пересмотреть долгосрочные контракты с ней. В обсуждениях в китайских блок-платформах, где, кстати, зачастую проходят самые интересные дискуссии, звучали даже призывы постепенно дистанцироваться от России и, пользуясь российско-американским похолоданием, сократить расстояние с США.


Но, как нам представляется, в Чжуннаньхае, официальной резиденции руководства Китая, все-таки преобладает «китайский прагматизм». И если и звучит критика, то параллельно обозначаются риски сотрудничества с Россией, что направлено на получение более выгодных экономических (по определенным направлениям — и политических) условий для себя.


Ни за кого


Сами по себе санкции, как показывает практика, конечно, при правильном выстраивании тактики и стратегии, действительно не «смертельны». Опыт тех же Ирана, Китая, Индии и других стран показывает, что в условиях ограничений появляются новые возможности, прежде всего для переоценки собственных сил и хорошего «броска вперед». Но в случае с Россией мы имеем беспрецедентное давление большинства западных стран, выступающих объединенной коалицией и нацеленных «наказать» Москву. В этом случае нет сомнений в том, что последствия такого давления будут иметь далекоидущие последствия. В этой непростой ситуации в Кремле и пришли к решению придать пусть и искусственный, но мощный импульс восточному направлению внешней политики. Китай с его финансовыми возможностями хорошо подходит, и с его помощью действительно можно смягчить уровень влияния санкций, а также получить возможности поддерживать необходимые темпы развития.


Но при всей демонстрируемой Пекином поддержке Москвы, особенно по части экономического взаимодействия, Китай вовсе не заинтересован в безболезненном выходе России из сложившейся кризисной ситуации. Понятно, что даже имея хорошие возможности добить ослабевшего противника, Китай все-таки не решится этого делать. Но извлекать из слабости выгоду на долгий срок — вполне в духе китайской политической традиции.


Ведь совершенно не важно, какого цвета кошка. Важно, что она ловит мышей.


Рауан Исмаилов



Экономика / 2716 / Wang / Теги: внешняя политика, экономика / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
Похожие новости: