15.04.2021
КИТАЙ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ ПИЛОТА

Беспилотники все активней входят в жизнь современных стран, и Китай не стал здесь не только исключением, но, и, возможно, вскоре сможет завоевать лидерство в данной отрасли.


Авиационная выставка Airsow China 2014, прошедшая в китайском Чжухае, стала площадкой для показа как новых разработок, так и уже известной общественности техники. К примеру, на одной из площадок салона Китай показал многоцелевой беспилотный летательный аппарат Wing Loong. О существовании этой разработки известно уже достаточно давно. Более того, аппараты этого типа продаются третьим странам и используются в различных целях.


По имеющимся данным, проект Wing Loong («Птеродактиль») стартовал в 2005 году. Разработкой перспективного БПЛА занялся Авиационный научно-исследовательский институт Чэнду (CADI), входящий в состав Авиастроительной корпорации Китая (AVIC). Сообщалось, что проект создается с учетом будущих продаж техники третьим странам, из-за чего он будет осуществляться с соблюдением прав на интеллектуальную собственность.


Проектные работы и строительство прототипа не заняли много времени. Первый беспилотник «Птеродактиль» поднялся в воздух в 2007 году (по другим данным, в 2009-м). В 2008 году на выставке Airshow China состоялась «мировая премьера» с демонстрацией макета, а с 2012-го на выставки привозят полноценный образец новой машины.


Внешне китайский БПЛА Wing Loong напоминает американские аппараты MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper. Тем не менее, как утверждают китайские авиастроители, это полностью самостоятельная разработка и не является копией зарубежной техники. Таким образом, внешнее сходство можно объяснить общими задачами и схожими техническими решениями. Тем не менее, нельзя исключать, что специалисты CADI и AVIC «вдохновлялись» американской техникой.


БПЛА Wing Loong имеет фюзеляж большого удлинения характерной формы. В его носовой части имеется крупный обтекатель, придающий аппарату сходство с пилотируемыми планерами. Фюзеляж имеет плоское днище и скругленную форму остальной части. В носовой части, под крупным обтекателем, днище имеет изогнутую форму. В этой части беспилотника располагается модуль с аппаратурой наблюдения.


Аппарат выполнен по схеме «среднеплан» и имеет прямое крыло большого удлинения, предназначенное для обеспечения высоких летных характеристик. Хвостовое оперение состоит из одного V-образного стабилизатора. Крыло оснащено развитой механизацией: элеронами и закрылками. Стабилизатор оснащается двухсекционными рулями. В зависимости от направления отклонения они могут работать как рули высоты или как рули направления.


Беспилотник оснащается трехточечным шасси. На всех стойках имеется по одному колесу. В полете носовая стойка убирается назад и укладывается в нишу фюзеляжа. Основные опоры так же убираются в фюзеляж, поворачиваясь вокруг своей оси, чтобы колеса могли войти в специальные ниши.


В хвостовой части фюзеляжа имеется двигатель неизвестного типа и мощности. Вероятно, БПЛА «Птеродактиль» использует турбовинтовую силовую установку. Двигатель вращает трехлопастный воздушный винт с изменяемым шагом. Силовая установка беспилотника разработана с учетом длительного пребывания в воздухе и осуществления патрулирования в заданных районах.


Под днищем носовой части фюзеляжа беспилотник Wing Loong несет блок оптико-электронного оборудования. Внутри шарообразного обтекателя размещается набор систем, предназначенных для круглосуточного наблюдения за обстановкой в заданном районе. Кроме того, это оборудование предлагается использовать при выполнении ударных задач. В таком случае оптико-электронная система применяется для поиска целей и контроля за результатами стрельбы.


БПЛА Wing Loong имеет длину 9,05 м, размах крыла 14 м и стояночную высоту 2,77 м. Сухой вес машины неизвестен. Нормальная взлетная масса – 1100 кг. Максимальная скорость беспилотника достигает 280 км/ч, дальность полета – до 5000 км. Практический потолок – 5000 м. Запас топлива, экономичный двигатель и хорошие летные данные позволяют аппарату «Птеродактиль» в течение нескольких часов находиться в воздухе и выполнять поставленные задачи.


Аппарат Wing Loong может брать на борт полезную нагрузку весом до 100 кг. Это могут быть контейнеры со специальным оборудованием или вооружение некоторых типов. Для подвески оружия беспилотник имеет два пилона с балочными держателями, расположенные под центропланом. Утверждается, что БПЛА Wing Loong может нести различное управляемое вооружение соответствующей массы.


Рядом с беспилотником демонстрировались макеты управляемых ракет и бомб нескольких типов. Это говорит о том, что при использовании в качестве ударного средства «Птеродактиль» способен уничтожать широкий спектр наземных целей, в том числе бронетехнику разных типов и некоторые укрепления противника. Сравнительно малый боекомплект (не более двух средств поражения) должен компенсироваться высокими характеристиками оружия.


Несколько лет назад, когда появились первые сведения о проекте Wing Loong, утверждалось, что стоимость одной такой машины будет составлять примерно 1 миллион долларов США. Таким образом, она оказывается в несколько раз дешевле зарубежной техники аналогичного назначения. Поскольку БПЛА «Птеродактиль» создавался с прицелом на экспортные поставки, подобная его особенность должна была привлечь внимание зарубежных покупателей.


За последние несколько лет беспилотный летательный аппарат Wing Loong сумел заинтересовать несколько зарубежных стран. Некоторое количество такой техники было заказано Объединенными Арабскими Эмиратами и Узбекистаном. В 2014 году стало известно о заключении нескольких контрактов между Китаем и Саудовской Аравией. В соответствии с одним из соглашений китайская компания AVIC должна была поставить несколько «Птеродактилей». Подробности этого контракта остаются неизвестными.


Вероятно, беспилотники Wing Loong поставляются и китайским вооруженным силам, однако достоверная информация на этот счет отсутствует. Так же отсутствуют сведения о будущем проекта. В некоторых источниках аппарат «Птеродактиль» фигурирует под обозначением Wing Loong 1, что может свидетельствовать о создании новой модификации беспилотника, которая получит литеру «2». Тем не менее, китайские авиастроители пока не спешат оглашать подобные планы и продолжают демонстрировать на выставках уже известную технику.


Можно предположить, что ОАЭ, Узбекистан и Саудовская Аравия не останутся единственными покупателями нового китайского беспилотника. Предлагаемая компанией AVIC машина представляет достаточно большой интерес для многих государств, которые нуждаются в подобной технике, но не имеют возможности приобретать ее у ведущих мировых производителей. В таком случае БПЛА Wing Loong стоимостью около 1 млн. долларов имеет гораздо больший потенциал, чем, к примеру, американский MQ-1 Predator, цена которого превышает 4 миллионов. Разница в характеристиках и возможностях полностью компенсируется меньшей стоимостью, что может оказаться решающим фактором при выборе покупаемой техники.


В ходе авиационной выставки Aviation Expo China 2015 Китай продемонстрировал усовершенствованный вариант разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) MALE-класса Wing Loong II. О новинке сообщило китайское издание China Daily. Средневысотный БЛА большой продолжительности полета разработан специалистами Авиационного научно-исследовательского института Чэнду, который входит в состав Авиастроительной корпорации Китая - AVIC.


По данным разработчиков, БПЛА будет способен не только вести разведку и наблюдение, но и решать ударные задачи. Основой нового беспилотника стала предыдущая версия БПЛА Wing Loong I, которая по своим массогабаритным характеристикам существенно уступает своему дальнейшему развитию. Новая версия отличается оптимизированной аэродинамикой аппарата, более широким использованием современных конструкционных материалов, а также новым, более мощным двигателем.


Wing Loong II оснащен значительно обновленным новым набором сенсоров, в том числе и оптикоэлектронной системой наблюдения и РЛС. По сообщениям, новый БПЛА может нести высокоточное оружие общей массой до 480 кг, в том числе до 12 ракет воздух-поверхность или бомб с лазерной головкой самонаведения. Предыдущая версия БПЛА Wing Loong I может нести не более 100 кг вооружения.


Беспилотный комплекс с новыми БПЛА включает в себя несколько аппаратов, наземную станцию управления, а также сопутствующие системы и оборудование. По информации СМИ, БПЛА Wing Loong II в настоящее время испытывается. О начале серийного производства комплекса не сообщается.


По словам российского эксперта в области беспилотных систем Дениса Федутинова, Китай в настоящее время ведет активные работы по созданию целого ряда беспилотных авиационных систем различного типа и класса. В их числе разрабатываются системы, которые по своей размерности близки к американским БПЛА Predator и Reaper, способным нести оружие.


Известно, что разрабатываемые беспилотные системы используются национальными Вооруженными силами КНР и поставляются иностранным заказчикам. Так, БПЛА Wing Loong I поставлялся заказчикам из Египта, Нигерии, ОАЭ и Узбекистана.


В конце 2015 года Китай представил самый большой военный беспилотный летательный аппарат.


Боевой БПЛА CH-5, созданный Китайской академией воздушно-космической аэродинамики, находящейся в подчинении Китайской корпорации воздушно-космической науки и технологии, выполнил свой первый полет в августе, и на сегодняшний день является самым тяжелым беспилотником Китая. Принимая во внимание негласное правило в оборонной отрасли Китая о недемонстрации современного оружия, созданного для народно-освободительной армии, публичная демонстрация БПЛА CH-5 на Китайской международной выставке беспилотных летательных аппаратов ясно дала понять: Китай намерен продавать его.


«Мы уже продали БПЛА CH-3 нескольким странам и сейчас мы планируем выпустить экспортную версию БПЛА CH-5 для международного рынка. Он может наносить удары класса воздух-земля, выполнять разведывательные и транспортные операции», – говорит Ши Вен, главный конструктор БПЛА серии CH в Китайской академии воздушно-космической аэродинамики.


Ши не разглашает список стран, куда были поставлены БПЛА серии CH, но ранние статьи цитировали слова Василия Кашина, старшего аналитика московского Центра анализа стратегий и технологий – Египет, Саудовская Аравия и Ирак приобрели китайские беспилотники серии CH.


По словам конструкторов, БПЛА CH-5 сделан из композитных материалов и имеет размах крыла 20 метров. По размерам в два раза больше своих предыдущих аналогов, беспилотник может находиться в воздухе в течение 40 часов и выполнять полет на высоте до 10 км.


По сравнению с другими военными беспилотниками, которые обычно имеют максимальный взлетный вес менее 1500 кг, БПЛА CH-5 более производительный, он может выполнять полет с грузом весом 3000 кг и нести 900-килограммовое оборудование и вооружение, согласно инженерам Китайской академии воздушно-космической аэродинамики.


«Большая грузоподъемность позволяет БПЛА CH-5 нести больше разведывательного оборудования, поэтому он может обнаруживать любую цель в радиусе 80 км», – говорит Лан Уэнбо, главный инженер данного летательного аппарат в академии.


Оу Жонгминг, глава проекта беспилотных летательных аппаратов в академии, говорит, что БПЛА CH-5 достаточно большой, чтобы нести на борту современный радар, который может проникать через толстые стены или пещеры, где могут прятаться террористы. В настоящий момент операторам требуется передавать эту информацию на БПЛА перед нанесением удара, – добавил он.


В то же время, в августе 2015 года Китай ввел ограничение на экспорт высокопроизводительных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и суперкомпьютеров с целью обеспечения "национальной безопасности", по сообщению газеты China Daily со ссылкой на Главное таможенное управление и Министерство коммерции КНР.


Ограничение распространяется на БПЛА, "способные летать в условиях сильного порывистого ветра на высоте более 15 тысяч 420 метров и с продолжительностью полета более одного часа". Также под запрет попадают компьютеры с вычислительной мощностью, превышающей 8 терафлопсов (8 триллионов операций в секунду).


Как пишет издание, власти не уточнили каким образом "экспорт данных приборов угрожает национальной безопасности КНР". Однако, как сообщают работники данной индустрии, принятое решение не сильно затронет экспорт коммерческих БПЛА.


"Ограничение распространяется на БПЛА, произведенные не для коммерческого использования, и ставит своей целью защиту ключевых технологий китайских компаний. Это было неожиданное решение, оно действительно имеет смысл с точки зрения защиты национальной безопасности и здорового развития отрасли", — заявил вице президент крупнейшей в мире компании- производителя беспилотников DJI TechnologyCo, Шао Цзяньхо, добавив, что ни один из продуктов, выпускаемых компанией, не попадает под этот запрет.


По мнению китайских специалистов, ограничение, касающееся запрета на экспорт суперкомпьютеров, также имеет большое значение для развития отрасли. "Данное решение подтверждает статус Китая как лидера в сфере создания суперкомпьютеров", — сказал старший аналитик в области информационных технологий из фирмы Forrester Research Inc Гэнэ Цао.


А уже в этом году, китайская компания «И Хан» 6 января на Международной выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе продемонстрировала свою продукцию – всепогодный пассажирский БПЛА. Внешне БПЛА похож на вертолет, пассажир может им управлять на планшете для короткого или среднего расстояния.


Название данного БПЛА – «И Хан - 184», вес 200 кг, высота 1,5м, стандартная нагрузка – 100 кг. Средняя крейсерская скорость – 100км/час. Аппарат использует электропривод, время подзарядки – 2 часа, время беспосадочного полета 23 мин. «И Хан - 184» также применяет технологию защиты от молний, что позволяет летать в любую погоду.


Кроме того, «И Хан - 184» является летающим аппаратом вертикального взлета и посадки, может складываться.


Основатель и председатель правления компании Сюн Ифань рассказал журналистам, что цена «И Хан - 184» составляет около 200 – 300 тысяч долларов, планируется использование аппарата в некоторых зонах, например для осмотра достопримечательностей, он выйдет на рынок в течение 3-5 лет.


В марте 2016 года, по информации Digital Trends, компания NORINCO представила новый боевой беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. Дрон носит название Sky Saker H300, что переводится как «сокол-балобан».


По информации издания, беспилотник может нести до 200 килограммов полезной нагрузки. Но самое главное, аппарат способен участвовать в наступательных операциях, обладая действительно мощной разрушительной силой. К корпусу китайского устройства прикреплены две пусковые ракетные установки. Есть и другие интересные особенности у «огнедышащего сокола». Дрон в состоянии корректировать огонь артиллерии и вести к цели управляемые боеприпасы.


О военных беспилотниках вертолетного типа, особенностях китайской новинки, мировых аналогах и позициях Китая на рынке дронов, «Экономике сегодня» рассказал главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов:


«Очевидно, что основное преимущество использования беспилотных вертолетов состоит в том, что, как и у всех БПЛА, здесь отсутствует пилот, а соответственно исключается риск потери экипажа. Второе - аппарат вертолетного типа позволяет выполнять взлет-посадку без использования подготовленных аэродромов. Кроме того, в данном случае речь не о малоразмерном аппарате, а об аппарате взлетной массы в несколько сотен килограммов.


В отличии от беспилотных летательных аппаратов самолетного типа он будет иметь возможность нести достаточно приличную полезную нагрузку. Как я понимаю, помимо традиционных оптико-электронных систем разведки и наблюдения и, возможно, лазерного целеуказателя, здесь используется оружие «воздух-поверхность». Если говорить о существующих аналогах в мире, то наиболее ярким примером является беспилотная система вертолетного типа австрийской компании Schiebel S-100 Camcopter.


Австрийская система была разработана в начале 2000-х, первым заказчиком выступили ОАЭ, которые приобрели порядка 40 систем, а по некоторым данным с последующей докупкой еще 40. Основным предназначением здесь были именно разведка и наблюдение. Однако впоследствии разработчики демонстрировали модернизированный вариант дрона, который также включал размещенние на борту оружия.


Китай достаточно активно ведет работу в этом направлении. У них помимо упомянутой компании NORINCO существуют и другие проекты, связанные с разработкой БПЛА как самолетного, так и вертолетного типа. Хотя, если делать акценты на аппараты вертолетного типа, то Китай развивает данную тему во всех направлениях. Здесь разрабатываются любые дроны, начиная от малоразмерных аппаратов, мини-класса и заканчивая устройствами большой продолжительностью полета, в том числе способных нести вооружение.


Я не могу сказать, что все китайские разработки уникальны. По крайней мере в том, что касается беспилотников самолетного типа в некоторых китайских разработках чувствуется влияние тех систем, которые уже существовали в мире, в частности американских Predator и Reaper. Некоторые разработки, по крайне мере внешне, напоминают упомянутые американские системы. Я думаю, что при проектировании беспилотных вертолетов Sky Saker H300 китайские конструкторы могли использовать имеющиеся технологии, но собственные технические решения в «Соколе» безусловно тоже имеются».


Источники:rueconomics.ru, "Жэньминь Жибао", РИА, army-news.ru, arms-expo.ru и absrf.ru



НОАК / 1087 / Writer / Теги: ВВС, армия / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
Похожие новости: