22.12.2020
Китай после Мао

Схватка за власть после смерти Мао была короткой. Хуа Гофэна поддержали армия и партия, да и в народе в "мадам Мао" видели главную виновницу всех бед. В ночь на 7 октября 1976 года, сразу после заседания политбюро ЦК, спецподразделение охраны главы государства под личным командованием начальника канцелярии ЦК КПК Ван Дунсина арестовало Цзян Цин и её ближайших союзников, наречённых "бандой четырёх" и обвинённых во всех мыслимых и немыслимых грехах. Объявлено, что ЦК "спас революцию и партию".


Пленум ЦК КПК в июле 1977-го официально утвердил Хуа Гофэна председателем ЦК, и восстановил Дэн Сяопина на всех его постах – заместителя председателя ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета, начальника Генштаба НОАК, заместителя председателя Военного совета. Так Дэн стал 2-м человеком в партии.


"Каждая речь Дэна была глотком свежего воздуха" – вспоминает о тех временах Юн Чжан.


Дэн утверждает, что партия в своей политике должна исходить из реальности, а не догматов. Пришёл конец идиотским пропагандистским кампаниям, изматывающие многочасовые политзанятия сравнили с "чрезмерными налогами и поборами" и отменили, интеллигенцию больше не называют "вонючей девятой категорией", а специалистов перестали посылать на годы пахать землю в коммунах. Осенью 1977-го состоялись первые (с 1966-го) настоящие вступительные экзамены в ВУЗы, восстановлена нормальная работа всей системы образования.


Весной 1978-го начинается широкомасштабная реабилитация жертв "культурной революции". И тут не обошлось без китайской специфики – все обвинительные материалы изымались из дел и сжигались. Переиздавались давно запрещённые книги и люди сутками стояли в очередях у книжных магазинов, чтобы их купить. Газеты печатали немыслимые ещё год назад критические статьи. Да, кто не жил в Китае весной 1978-го – можно сказать, и не знает, что такое жизнь.


Весной 1978-го признаётся, что экономика страны находится на грани катастрофы. Хуа Гофэн пытается запустить "большой скачок на Запад" – ускорение развития экономики за счёт западных кредитов на крупномасштабное промышленное строительство. Дэн не согласен с таким вариантом.


И в декабре 1978-го точка зрения Дэн Сяопина на реформирование экономики одерживает верх на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Это и стало началом 1-го этапа китайских экономических реформ.


В деревне пришёл конец народным коммунам, под видом семейного подряда фактически возрождается традиционное крестьянское хозяйство, активно развиваются отрасли, обеспечивающие крестьян сельхозтехникой. Другим приоритетом становится развитие лёгкой промышленности. А вот с прочими отраслями решено подождать, нерентабельные предприятия закрываются, сокращается армия и военные расходы.


В 1979-м разрешено создание совместных с иностранцами предприятий, в 1980-м создаются первые свободные экономические зоны, где царит "дикий капитализм". Директора государственных предприятий в 1980-81-м получают широкую свободу действий – вплоть до самостоятельного выхода на внешний рынок. Ликвидируются громоздкие посреднические организации. В 1981-м безработным позволена "организация труда в индивидуальном секторе", что фактически означает разрешение частного предпринимательства.


К 1984-му Китай выходит на уровень самообеспечения продовольствием и предметами первой необходимости (вроде велосипедов), отменяется карточная система, доходы населения возрастают в 2-3 раза, ежегодный прирост ВВП колеблется между 12 и 18 %.


С решений пленума ЦК КПК в октябре 1984 года о "городской реформы" начинается постепенный демонтаж плановой системы, введение рыночных механизмов управления экономикой, сокращение госсубсидий с переходом на "целесообразное ценообразование".


На фоне таких успехов растёт и влияние Дэна. В 1979-80-м проводится "чистка партии" от выдвиженцев "культурной революции". Их заменяют реабилитированные. В 1980-м представители этих "новых кадров" становятся генсеком ЦК КПК (Ху Яобан) и премьером Госсовета (Чжао Цзыян). В июне 1981-го уходит в отставку фактически уже лишённый реальной власти Хуа Гофэн. Вскоре был ликвидирован и сам пост председателя КПК.


На том же пленуме ЦК принимается обширное "Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР", которое излагает официальную трактовку первых трёх десятилетий истории народного Китая, согласно которой у председателя Мао, конечно, были ошибки, но в целом его роль нельзя недооценивать. "Решение" подводит черту под дискуссии о роли Мао в истории Китая – с тех пор их в КНР и нет. "Решению" предшествовало позорное судилище в лучших традициях "московских процессов" конца 30-х годов над "бандой 4-х" и её пособниками. Были осуждены и тысячи рядовых активных участников "культурной революции", но в подавляющем большинстве они были амнистированы в 1983-1984 гг.


Во внешней политике всё более заметным становился поворот на Запад. КНР не стал продлять советско-китайский договор о союзе 1950-го. В феврале 1979 года во время визита в США Дэн Сяопин предлагает создать единый фронт Запада и Китая против СССР. В марте 1979-го китайские войска вторгаются во Вьетнам, пытаясь спасти союзный полпотовский режим в Камбодже, и терпят унизительное поражение. Лишь с началом перестройки в СССР начинают постепенно нормализовываться и двусторонние отношения.На основе формулы Дэна "одно государство – две системы" были подписаны в 1984-м и 1987-м соглашения о возвращении Китаю Гонконга и Макао. Такая же формула была предложена Тайваню, но безуспешно.


По мере развития реформ возникают и новые проблемы. С 1982 года китайские власти ведут жестокую борьбу с коррупцией. В сентябре 1986 года ЦК принимает особое постановление "О развитой духовной культуре социалистического общества", где излагаются основные принципы этики китайского гражданина – фактически пересказанный на новый лад Конфуций.С целью ограничения роста населения с 1980 года довольно жёстко и эффективно проводится в жизнь политика "одна семья – один ребёнок".


Но главной опасностью для КПК в 80-е годы стал рост демократических настроений в обществе, порождённый ослаблением тотального контроля. Впервые "демократическое движение" даёт знать о себе в 1978-79-м расклеиванием дацзыбао на Сиданьской "стене демократии".


В конце 1986 – начале 1987 по всей стране прокатились студенческие демонстрации с требованием борьбы с коррупцией и демократических реформ. Эти идеи поддерживал и генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан. Но большинство руководства было против, Ху лишился должности и вынужден был каяться в "попустительстве буржуазному либерализму". Новым генсеком стал Чжао Цзыян, фактический архитектор и руководитель экономических реформ, а пост премьера Госсовета занял жёсткий консерватор Ли Пэн, приёмный сын Чжоу Эньлая. Дэн Сяопин же чётко изложил позицию власти – в Китае происходит "социалистическая модернизация", никакой "модернизации без социализма" не будет.


Реформа ценообразования в 1988-м привела к скачку цен и росту инфляции, что усилило недовольство в обществе.


В апреле 1989-го умирает Ху Яобан, его смерть становится предлогом для самых бурных антиправительственных выступлений в КНР за всю её историю. "События на площади Тяньаньмэнь" – такое глупое название дали китайские власти (а подхватили остальные) этой весенней буре. Миллионы людей вышли на улицы по всему Китаю, сотни тибетцев погибло при подавление армией волнений в Лхасе в марте (Тибетом, кстати, тогда руководил будущий председатель КНР Ху Цзиньтао).


4 мая 1989 года, в годовщину "движения 4 мая", пекинские студенты занимают Тяньаньмэнь. В руководстве Китая наблюдаются серьёзные колебания, Чжао Цзыян выступает за диалог с демонстрантами, но оказывается в меньшинстве. 20 мая в столице вводится военное положение, но протесты не прекращаются. 3-4 июня 1989 года в Пекин введена части 27-й и 28-й армий НОАК, происходят ожесточённые столкновения с демонстрантами, на улицах столицы насчитали минимум 15 сгоревших танков, официально было заявлено о 242 погибших, неофициально говорят о минимум 2 тысячах.


Десятилетие демократического заигрывания кончилось. Но реформы продолжались.


Первые годы после Тяньаньмэнь Китай серьёзно "подморозило". По всей стране прокатились жестокие репрессии против инакомыслящих (осуждено 10-20 тысяч человек), резко ужесточилась цензура, возобновились политзанятия и пропаганда идей Мао Цзэдуна, бывший генсек Чжао Цзыян последние 15 лет своей жизни проведёт под домашним арестом, а его главный экономический советник, директор Института экономических реформ Чэнь Ицзы бежал из страны.


Резко ухудшились политические отношения с западными странами, осудившими репрессии. Правда, на экономических связях это не сильно сказалось.


Главную роль в руководстве в эти годы играл премьер Госсовета Ли Пэн, прозванный на Западе "пекинским мясником". Жёсткой денежной политикой и контролем цен он смог остановить инфляцию, активно реанимировались плановые методы управления экономикой.


Пост генерального секретаря ЦК КПК занял 1-й секретарь Шанхайского горкома и мэр Шанхая Цзян Цзэминь, не особо выдающийся гяньбу, который в те годы воспринимался как временная фигура, и был известен только тем, что смог в Шанхае добиться мирного прекращения демонстраций.


"Заморозки" в экономике окончились весной 1992-го, когда Дэн Сяопин, с 1989-го не занимавший официальных должностей и не появлявшийся на публике, совершил поездку по южным прибрежным городам КНР, встречался с народом и говорил, что экономические реформы надо продолжать и углублять, обвинив руководство КПК в "левизне".


III пленум ЦК КПК 14-го созыва в ноябре 1993 года принимает "Решение о некоторых вопросах создания социалистической рыночной системы", начиная строительство "социализма с китайской спецификой" и новый этап экономических реформ. Попутно принимаются новые решения о борьбе с "дурным стилем руководства", то есть коррупцией, резко расширены полномочия Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины.


Цзян Цземин в 1993-м становится полноправным главой государства, занимая пост председателя КНР. Экономикой же фактически (поскольку Ли Пэн с середины 93-го тяжело болеет) руководит один из ближайших советников Дэна, вице-премьер Госсовета и президент Народного банка Чжу Жунцзи (премьером Госсовета официально он станет в 1998-м).


В течение 90-х годов происходит постепенное свёртывание систем экономического планирования, создание современной банковской системы и рынков капитала, снимаются практически все ограничения на предпринимательскую деятельность. Не обошлось и без кризисов (вроде банкротства Кредитно-инвестиционной компании развития сельского хозяйства КНР в конце 1996-го или азиатского финансового кризиса 1997-го). Но в целом весь период реформ КНР удаётся поддерживать стабильные темпы экономического роста – в среднем 10 % в год.


В конце 90-х годов происходит новый этап реформ – акционируются и приватизируются государственные предприятия, нерентабельные закрываются. Доля экономики, жёстко регулируемой государством, сокращается до 5 %. Происходит довольно быстрый рост благосостояния граждан, государство активно стимулирует потребление через рост зарплаты и потребительское кредитование.


В 1997-98 годах, после смерти Дэн Сяопина, "шанхайцы" во главе с Цзян Цзэминем одерживают верх над своими противниками во главе с фактическим главой китайских спецслужб Цяо Ши. На основе главного тезиса последнего ("Следует говорить об управлении государством и партией на основе законов") Цяо Ши за границей считали сторонником демократизации режима.


В конце 90-х были амнистированы многие политзаключённые, ряду из них, вроде "отца китайской демократии" Вэй Цзиншэна и одного из лидеров тяньаньмэньских студентов Ван Даня, позволено эмигрировать в США. Тогда же заметно ослаблены и цензурные ограничения, начинают публиковаться работы, где допускается ограниченная критика политики властей. СМИ призваны и к борьбе с коррупцией.


90-е годы ознаменовались религиозным возрождением, а также безудержным распространением в обществе, несмотря на протесты китайских учёных, цигуна-фэншуя и прочих суеверий. Похоже, власти решили отвлечь население от политики, не только дав ему возможность зарабатывать. Тут тоже не обошлось без эксцессов – весной 1999-го пикетами в Пекине заявила о себе религиозная секта "Фалуньгун", став на следующее десятилетие главной головной болью китайских властей.


Председатель Цзян внёс вклад в идеологию КПК своей теорией "трёх представительств", согласно которой партия представляет не только трудящихся рабочих и крестьян, но и интеллигенцию и частных предпринимателей. Она была официально включена в Устав КПК в 2002-м ("теория Дэн Сяопина" попала туда в 1997-м, а "идеи Мао Цзэдуна" на пару с "марксизмом-ленинизмом" оттуда никто и не подумал убрать).


А главное, Цзян осуществил на практике выдвигавшуюся Дэном ещё с 1982-го идею о смене поколений руководителей (про шедшую в пакете идею Дэна о недопустимости концентрации власти в одних руках не вспоминали). Осенью 1999-го он официально заявил, что в стране в 2002-м произойдёт смена власти.


На внешней арене председатель Цзян занял позицию активного противодействия стремлению Тайваня к независимости, не останавливаясь и перед силовыми акциями в отношении США ("Хайнаньский инцидент" 2001-го). Укреплялись отношения с РФ.


Смена "третьего поколения руководителей Китая" "чётвертым" прошла в несколько этапов в 2002-2005 годах. Главные посты – генерального секретаря ЦК КПК, председателя КНР, председателя Центральных военных советов КНР и ЦК КПК – занял ректор ВПШ (партшколы) ЦК Ху Цзиньтао.


Премьером Госсовета стал Вэнь Цзябао. На Западе снова заговорили о возможности либерализации режима, ибо Вэнь был близким сотрудником Чжао Цзыяна и даже ходил с ним к студентам на Тяньаньмэнь в 1989-м. Но разговоры остались разговорами. Из реальных мер можно назвать только эксперименты по проведению местных выборов на низшем уровне с более чем одним кандидатом на место.


Новое руководство заявило о необходимости создания "более гармоничного общества" – снижение темпов экономического роста и направлении высвободившихся средств на улучшение жизни народа, оборону и инфраструктурные проекты. Также Китай стал активнее на внешнеэкономическом поле, в то же время снизив активность на внешнеполитическом фронте.


Ещё новые руководители решили быть "ближе к народу", и отличались большим популизмом, чем предшественники. Так, в 2005-м впервые в истории Китая были освобождены от налогов крестьянские хозяйства.


Очевидно, не обошлось без разногласий – осенью 2007-го последовала серия громких отставок ряда министров. Регулярно вспыхивали и шумные коррупционные скандалы – количество дел исчислялось сотнями тысяч, а расстреливали даже коррупционеров уровня члена ЦК, вице-губернаторов провинций и мэров городов.


А затем случился, как раз после триумфальной Пекинской Олимпиады, мировой экономический кризис. И руководству КНР пришлось решать две задачи – избежать "перегрева" экономики и резко повысить внутренний спрос на продукцию "мировой фабрики". А ведь сколько ещё проблем – растёт разрыв между богатыми и бедными, количество безработных оценивается в 100-150 миллионов, разрушение экологии привело к наступлению пустынь, в 80 % китайских рек исчезла любая жизнь. По мере переселения ханьцев в Тибет и Синцзянь ухудшаются межнациональные отношения в этих регионах.


P.S. Глядя на последние два поколения китайских руководителей, почему-то вспоминаются слова Мао: "Если в горах нет тигра, то хозяином вершины может стать обезьяна". Всю свою жизнь Мао боролся за то, чтобы на вершинах холмов не было обезьян. Вот только обезьяны в горах выживают гораздо лучше тигров…Автор



История / 1687 / Writer / Теги: история, кпк, Мао Цзэдун / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: