11.07.2020
Не упадет ли Китай на Россию?

С 12 июня на Шанхайской бирже начался обвал основного китайского индекса Shanghai Composite. В этот день он достиг своего пика со времен кризиса 2008 года, составив 5 166 пунктов, а уже к 7 июля ударился о дно в 3 507 пунктов. Наиболее активно индекс рос с ноября 2014 года. Всего за период падения фондовый рынок Китая потерял более трети своей капитализации – около 3,9 трлн долларов. Однако в четверг, 9 июля, акции начали резко дорожать: по итогам торгов Shanghai Composite вырос до 3 709 пунктов, или на 5,7%, что стало его максимальным ростом за один день торгов с 2009 года.


Вообще, все наиболее крупные и перспективные компании представлены в индексе Shanghai Composite, и, по данным на май 2015 года, капитализация Шанхайской биржи составляла 5,5 трлн долларов, говорит начальник направления комплексных финансовых решений на международных рынках финансовой группы «БКС» Юрий Скоркин. Для сравнения: капитализация Московской биржи меньше примерно в восемь раз.


На китайском фондовом рынке случались лихорадки, однако эта атипична скоростью падения. В 2008 году во время кризиса индекс Шанхайской биржи упал на 49,2%, однако для этого ему потребовалось 125 торговых дней.


Из-за биржевого кризиса регуляторы Китая 6 июля заявили, что замораживают IPO 28 компаний, которые уже получили разрешение на размещение. 8 июля китайские власти фактически ввели мораторий на продажу акций госкомпаний. Монетарные власти потребовали, чтобы инвесторы, владеющие более 5% акций торгуемых компаний, сохраняли свои позиции в течение шести месяцев. Запрет на продажу бумаг касается как акционеров публичных компаний, так и их топ-менеджеров, контролирующих значительные доли. Также в этот день госкомпаниям запретили продавать собственные акции на фондовом рынке.


В четверг, 9 июля, китайские власти разрешили банкам снизить уровень требований к гарантиям по кредитам, обеспеченным акциями. Кроме того, власти Китая заявили, что намереваются вложить более 40 млрд долларов в сферы, которые требуют господдержки, в инфраструктурные проекты, чтобы поддержать экономический рост в стране. Все эти новости могли повлиять на повышение китайских фондовых индексов 9 июля.


Анализируя причины коллапса китайского фондового рынка, Юрий Скоркин отмечает, что до этого рост акций был обусловлен количеством спекулятивных длинных позиций, которые открывались на заемные средства. «В такой ситуации смена настроений инвесторов (а именно сомнения в дальнейшем бурном росте китайской экономики и опасения из-за ситуации с Грецией) приводит к частичному закрытию позиций, которые, в свою очередь, по цепочке вызывают закрытие прочих позиций, создавая безостановочный процесс. Утверждать точно, рыночный «пузырь» ли это или коррекция, можно будет по достижении рынком нового равновесия. Во многом это зависит и от монетарных властей Китая», — говорит аналитик.


Рост китайского фондового рынка происходил на фоне замедления экономики и прогнозов ее дальнейшего торможения. В 2013 году рост ВВП Поднебесной составлял 7,7%, в 2014-м – 7,4%, а на 2016 год среднерыночный прогноз показателя, по данным Bloomberg, составит 6,7%. Дефицит китайского бюджета в 2014 году составил 1,8% ВВП с прогнозом его роста в 2015 году до 2,5%, приводит данные Скоркин.


Фондовый рынок Китая, в отличие, например, от США, не играет существенной роли в китайской экономике, заявил советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. «Во-первых, его капитализация составляет около 1/3 ВВП страны, тогда как в развитых странах она составляет более 100% ВВП. Во-вторых, в фондовый рынок вложено менее 15% накоплений граждан. Объем кредитных ресурсов, вложенных в китайский фондовый рынок, — 1,5% от активов банковской системы», — приводит данные эксперт.


Цифры четко указывают на то, что монетарные власти способны легко контролировать ситуацию. Именно поэтому значимость обвала фондового рынка Китая и для самого Китая, и для других стран не слишком велика, заверяет Хестанов.


«Вместе с тем экономика Китая постепенно замедляется, что снижает спрос на сырье. Эта тенденция особенно хорошо видна по динамике цен на промышленные металлы. Эти цены устойчиво снижаются. И Китаю, и странам — производителям сырья стоит готовиться к циклу спада в мировой экономике. Для этого необходимо увеличить резервы и сбалансировать бюджет», — считает Хестанов.


Как говорит начальник управления риск-менеджмента Банка Расчетов и Сбережений Алексей Подшивалов, власти КНР долгое время умело поддерживали экономику посредством монетарных и административных инструментов: сначала стимулировали экспорт, занижая курс национальной валюты, затем переориентировались на стимулирование внутреннего спроса. «В то время когда во всех странах мира шел спад экономики, Китай все равно показывал, да и сейчас показывает, рекордный рост. Капиталы шли в Китай только потому, и китайские власти, благоразумно прогнозируя перегрев экономики, ограничивали иностранные инвестиции в фондовый рынок, что, впрочем, не спасло его от избытка ликвидности. Дополнительно избыток ликвидности подогревался гражданами Китая, которые несли свои сбережения на фондовый рынок. Но вечный рост в условиях снижения мирового спроса и снижения темпов роста покупательной способности населения Китая невозможен», — комментирует Подшивалов.


В то же время в ЦБ РФ не видят угрозы для финансовой стабильности из-за разворачивающегося кризиса в Китае, сообщили Банки.ру в пресс-службе регулятора. «Сценарий неконтролируемого развития финансового кризиса в Китае на данный момент представляется маловероятным. Последние действия китайских властей свидетельствуют об их готовности принимать необходимые меры для недопущения дестабилизации на фондовом рынке страны», — сказали в ЦБ.


Как говорят эксперты, на России и российских инвесторах падение на китайском фондовом рынке напрямую не отразится из-за того, что уровень взаимопроникновения наших экономик достаточно слабый. «Но китайский кризис способен спровоцировать снижение цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы, экспорт которых исторически является основным источником доходов для России. А это создает угрозу для российской экономики», — отмечает Алексей Подшивалов.


На отношениях российских представителей с китайскими партнерами шок на китайском фондовом рынке никак не скажется, хотя бы потому, что все проекты носят долгосрочный характер, это инфраструктурные проекты, поясняет советник председателя совета директоров Локо-Банка Константин Комиссаров.


А вот с привлечением капитала не все так просто. «Китай инвестирует исключительно в проекты, так или иначе связанные со стимулированием только своей экономики. Ровно с такими же целями осуществляются китайские инвестиции в Россию. Например, в строительство трубопровода из России в Китай с заранее оговоренным объемом поставки недорогой нефти. Нет оснований полагать, что китайские власти и компании будут осуществлять портфельные инвестиции в не связанные прямо или косвенно с Китаем проекты — например, предоставлять долгосрочные кредиты российским банкам с неопределенным целевым использованием», — считает Подшивалов.


«Вместе с тем в качестве источника капитала для российских компаний и банков следует рассматривать деятельность создаваемых странами — участницами БРИКС финансовых институтов», — заключает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.Юлия Титова



Экономика / 580 / Writer / Теги: экономика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: