Из-за роста трудовых издержек компании стремятся переместить производство из Китая в Таиланд или Вьетнам. Опасаясь потери рабочих мест, Пекин призвал местные органы власти действовать «последовательно и осторожно» в вопросе повышения зарплат. Но в то же время власти стали пристальнее следить за выплатой компаниями пенсий и других социальных пособий рабочим.
Пекину и местным чиновникам непросто найти баланс между стремлением снизить нагрузку на бизнес и попытками избежать социальных волнений, которые могут подорвать авторитет коммунистической партии. «Такие дилеммы будут главной особенностью политики на рынке труда в ближайшие годы», – уверен Ван Кань, профессор Китайского института производственных отношений.
Власти провинции Гуандун, например, в феврале заморозили минимальный размер оплаты труда на два года. В этой провинции в первом полугодии работники заводов и фабрик устроили 173 забастовки, в том числе в связи с невыплатой зарплат и социальных пособий, по данным гонконгской правозащитной организации China Labour Bulletin.
Зарплаты в Китае слишком высоки по сравнению с Таиландом и другими азиатскими странами, уверен Чан Кей Бю, управляющий фабрикой в городе Дунгуань в Гуандуне. С 2008 г. закрыл четыре из пяти производств в Китае и сократил 85% рабочих.
По его словам, инициатива Пекина по ограничению роста зарплат «лишь немного облегчила ситуацию». Как утверждает Чан, он платит рабочим больше минимального размера оплаты труда, который равен 1895 юаней в месяц ($284), и не повышает зарплату впервые с кризиса 2008–2009 гг., потому что из-за массовых увольнений теперь легче найти желающих трудоустроиться. «[Заводы] привыкли договариваться с властями, чтобы оплачивать лишь часть социальных пособий, – говорит Чан. – Но теперь власти Дунгуаня говорят, что мы должны платить 100%».
Представители администрации Дунгуаня не ответили на запрос.
Фабрика Сонни Чана раньше выпускала дешевые футболки и свитера, а теперь – одежду для Armani, Prada и других люксовых брендов, что обеспечивает более высокую маржу.
Местные органы власти пытаются устранить противоречия разными методами. В марте Шанхай повысил минимальный размер оплаты труда на наименьшую величину со времен мирового финансового кризиса, а юго-западный мегаполис Чунцин и северо-восточная провинция Ляонин – сразу на 20% в этом году, хотя в предыдущие годы не меняли его. В каждом из регионов число забастовок выросло в этом году, согласно China Labour Bulletin.
Некоторые экономисты отмечают, что рост зарплат может способствовать ускорению экономики, так как у рабочих повысится покупательная способность.
В последние месяцы китайские города стали предлагать компаниям субсидии, чтобы помочь им сократить расходы на оплату труда и избежать увольнений. Программа позволяет воспользоваться средствами из госфондов социального страхования, чтобы удержать или переквалифицировать сотрудников.
По словам Чана, последние 20 лет зарплаты на его фабриках в Дунгуане и Шанхае ежегодно росли на 10–15% и 70% соседних фабрик закрылись или сократили мощности. «Сейчас невозможно открыть еще одну фабрику в Дунгуане. Бизнес во всем мире катится вниз, поэтому наша стратегия – быть бережливыми».
|
Всего комментариев: 0 | |
| |