17.01.2021
Участие вооружённых сил Китая в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф

Руководство КНР уделяет серьезное внимание проблеме ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Это обусловлено тем, что, по мнению китайских экспертов, в последнее время частота, разнообразие и масштабы такого рода явлений заметно возросли и представляют серьезную угрозу для развития экономики страны, безопасности жизни и имущества населения. В ответ на эти вызовы в КНР создана государственная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, ведущая роль в которой принадлежит Народно-освободительной армии (НОАК), а также Народной вооруженной милиции (НВМ) и Народному ополчению.


Нормативно-правовой базой, регулирующей деятельность в данной области, являются законы "О реагировании на чрезвычайные ситуации" (2007) (В соответствии с законом под чрезвычайной ситуацией понимаются внезапно произошедшие стихийные бедствия, аварии, явления медико-санитарного и социального характера, которые повлекли или могут повлечь за собой значительный общественный ущерб и требуют принятия экстренных мер по реагированию), "О предупреждении и минимизации последствий землетрясений" (2008), "О борьбе с наводнениями" (2009), "Об обороне" (2000), "О мобилизации" (2010), "О Народной вооруженной милиции" (2009), положения "Об участии вооруженных сил КНР в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф" (2005), "Об экстренном управлении войсками при возникновении чрезвычайных происшествий" (2010), директивы Центрального военного совета КНР и генерального штаба НОАК, постановления Госсовета КНР, общевоинские уставы, а также другие нормативно-правовые акты.


С января 2006 года действует "Государственный генеральный план реагирования на чрезвычайные ситуации". В соответствии с действующим законодательством общее руководство указанной деятельностью осуществляют Государственный совет КНР (через министерство гражданской администрации) и местные народные правительства от уездного уровня и выше.


Порядок задействования ВС КНР в данных ситуациях предусматривает привлечение "соразмерных нанесенному ущербу сил и средств" для выполнения "неотложных и аварийно-спасательных работ". Например, в случае опасного природного явления (аварии) ограниченного масштаба гражданские власти уездного уровня и выше самостоятельно обращаются в органы управления военно-административных структур равного им уровня (провинциальные военные округа, военные подокруга, отделы народного вооружения городов и населенных пунктов), а при срочном характере -напрямую к командованию военных гарнизонов на местах. Выделение сил и средств происходит из состава воинских формирований, размещенных на конкретных территориях.


Для этого в каждой провинции (автономном районе, городе центрального подчинения) командованиями военных округов совместно с соответствующими органами указанных административно-территориальных единиц на базе полевых (местных) и резервных войск могут быть сформированы специальные отряды экстренного реагирования провинциального уровня численностью до 45 тыс. человек. При крупных катастрофах соответствующую заявку в генеральный штаб НОАК подает уполномоченное министерство Госсовета КНР.


Решение о применении вооруженных сил для ликвидации последствий масштабных стихийных бедствий и техногенных катастроф утверждает Центральный военный совет КНР. В этом случае создается объединенная группировка ВС Китая под руководством одного из военачальников окружного звена или представителя центрального органа военного управления.Для повышения оперативности и эффективности проводимых мероприятий на базе силовых министерств и ведомств государства сформированы силы экстренного реагирования в составе девяти отрядов общей численностью 50 тыс. человек, осуществляющих деятельность по следующим направлениям:


- борьба с наводнениями;


- экстренная помощь при землетрясениях;


- экстренная помощь при ядерных, биологических и химических авариях;


- экстренные воздушные перевозки;


- ликвидация последствий аварий на транспорте и объектах энергетики;


- экстренный поиск и спасение на море;


- обеспечение мобильной связи;


- борьба с эпидемиями и оказание медицинской помощи;


- метеорологическое обеспечение в чрезвычайных ситуациях.


Одновременно в государственную систему сил по оказанию экстренной помощи включены более 30 тыс. военнослужащих формирований специализированных командований НВМ: лесной охраны, дорожно-строительного, строительства и охраны гидроэнергетических объектов.


Управление операциями по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф осуществляет специально создаваемый оперативный штаб под руководством гражданского чиновника соответствующего ранга. Он определяет задачи для каждой из привлекаемых государственных структур. В состав этого органа включается командующий объединенной группировкой вооруженных сил (командир воинского формирования), который непосредственно управляет всеми выделяемыми войсками (силами).


В ходе проводимых мероприятий китайские военнослужащие в основном решают следующие задачи:


- поиск и спасение пострадавших, оказание первой медицинской помощи и транспортировка в полевые госпитали и гражданские лечебные учреждения;


- обеспечение безопасности важных государственных объектов и поддержание общественного порядка;


- развертывание полевых лагерей в целях временного размещения населения из районов бедствия;


- спасение важных материальных ресурсов, доставка, распределение продуктов питания, одежды и других предметов первой необходимости;


- разбор завалов и разрушений, расчистка и ремонт поврежденных дорог (мостов, туннелей);


- проведение поисково-спасательных операций на море;


- оказание помощи при ядерных, биологических и химических катастрофах;


- участие в локализации эпидемий;


- содействие местным властям в восстановлении нормального режима жизнедеятельности после стихийных бедствий.


Транспортировка военнослужащих, спасательных подразделений и гуманитарных грузов в пострадавшие районы осуществляется самолетами военно-транспортной авиации военно-воздушных сил и вертолетами армейской авиации сухопутных войск НОАК. В целях определения масштабов последствий стихийного бедствия и мониторинга ситуации могут применяться разведывательные самолеты. Результаты аэрофотосъемки учитываются руководством оперативного штаба при принятии решения на проведение спасательной операции. Данные аэрофотосъемки и дистанционного наблюдения используются группами, участвующими в поисково-спасательной операции на земле.


В последнее время в ликвидации последствий стихийных бедствий активно используются самолеты ДРЛО. С их помощью осуществляется контроль воздушной обстановки, выполняются задачи управления действиями самолетов и вертолетов, участвующих в поисково-спасательной операции в горно-лесистой местности и при сложных погодных условиях. Для оказания врачебной помощи в районах, пострадавших от стихийного бедствия, медицинскими подразделениями НОАК разворачиваются полевые военные госпитали, а также устанавливаются станции фильтрации и очистки воды в полевых условиях для обеспечения населения необходимым количеством питьевой воды.


В целях предотвращения эпидемий и различных заболеваний подразделениями РХБ-защиты проводятся санитарно-эпидемиологические мероприятия и дезинфекция мест массового скопления гражданского населения. Охрану общественного порядка в зоне проведения спасательной операции обеспечивают формирования НВМ. Они же занимаются тушением лесных пожаров.


Военно-политическое руководство КНР последовательно наращивает участие национальных вооруженных сил в международных спасательных операциях и оказании гуманитарной помощи иностранным государствам. В большинстве случаев это реализуется через китайские миротворческие контингенты под эгидой ООН и специально направляемые за рубеж команды спасателей. С 2002 года военнослужащие НОАК и НВМ свыше 40 раз принимали участие в выполнении подобных задач, обеспечив доставку более чем 30 странам грузов общей стоимостью около 210 млн долларов. Из последних примеров можно привести направление поисково-спасательных и медицинских подразделений, а также доставку гуманитарной помощи и предметов первой необходимости в пострадавшие от землетрясения районы Непала в апреле-мае текущего года.


В настоящее время можно говорить о значительном прогрессе Китая в развитии системы реагирования на стихийные бедствия. Создана законодательная база, отрегулирована система управления, сформированы профессиональные дежурные силы и средства. В районах, наиболее часто подверженных стихийным бедствиям, заблаговременно развернуты склады с запасами соответствующего имущества и предметов первой необходимости. Разработаны и уточнены планы действий для участвующих в спасательных операциях воинских частей от полка и выше. На регулярной основе организуются учения и тренировки по отработке спасательных операций совместно военными и гражданскими службами.


Таким образам, в Китае создана и действует система, позволяющая эффективно реагировать на стихийные бедствия и техногенные катастрофы не только на территории страны, но и за ее пределами.


Зарубежное военное обозрение. 2015, №10, С.15-18



НОАК / 920 / Writer / Теги: армия / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
Похожие новости: