05.01.2021
Вторая сверхдержава

С точки зрения военных аналитиков, одним из главных событий 2015 года стало решение государственного руководства КНР о радикальной военной реформе. В конце ноября 2015 года после двухдневной рабочей конференции Центрального военного совета КНР генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин сообщил о грядущих масштабных реформах в Народно-освободительной армии Китая. Помимо сокращения численности вооружённых сил на 300 тысяч человек (до 2 млн) преобразования также затронут организационную структуру НОАК. О том, что замыслили в Пекине, рассказывает корреспондент ТАСС Роман Баландин.


Иностранные эксперты сходятся во мнении, что эта реформа станет наиболее радикальной за всю историю вооружённых сил КНР. Главная цель кардинальных изменений – повышение боевого потенциала НОАК. Ставится такая задача: к 2020 году Китай должен обладать одной из сильнейших армий мира, которая будет способна защищать интересы страны в условиях сложной и постоянно меняющейся обстановки, а также гарантировать победу в современных скоротечных конфликтах высокой интенсивности, в том числе при столкновении с вооружёнными силами ведущих держав.


В Китае, напомним, самые многочисленные вооружённые силы в мире: около 2,3 млн человек. Они включают сухопутные войска, ВВС, ВМС, второй артиллерийский корпус (так в КНР именуют ракетные войска стратегического назначения), а также народную вооружённую полицию. В настоящее время территория КНР поделена на зоны ответственности между 7 военными округами: Шэньянским, Пекинским, Цзинаньским, Ланьчжоуским, Чэндуским, Гуанчжоуским и Нанкинским. В состав ВМС входит три флота: Северный, Восточный и Южный со штабами соответственно в Циндао, Нинбо и Чжаньцзяне.


Как утверждают многие исследователи, по организационной структуре НОАК, несмотря на преобразования последних десятилетий, всё ещё напоминает Советскую Армию, основной задачей которой было ведение крупномасштабных боевых действий большими соединениями сухопутных войск при поддержке авиации. Кроме того, некоторые принципы управления соединениями и частями также напоминают применявшиеся в Вооружённых Силах СССР.


О деталях грядущих преобразований известно не так много. Достоянием гласности стало то, что во время 13-й пятилетки (2016–2020 годы) организационная структура НОАК претерпит ряд изменений, а сокращение армии на 300 тысяч военнослужащих станет лишь оптимизацией её численности с учётом новых реалий, а также существующих и будущих угроз.


Согласно имеющейся информации, изменения коснутся в первую очередь военных округов. Как сообщали гонконгские СМИ, они будут преобразованы в четыре оперативно-стратегических объединения: Северное (со штабом в Пекине), Южное (Гуанчжоу), Западное (Чэнду) и Восточное (Нанкин). Стоит отметить, что в отличие от предыдущих военных реформ нынешняя заключается не в объединении или поглощении существующих структур, а полностью пересматривает зоны ответственности, а также полномочия региональных органов командования.


По мнению ряда китайских и зарубежных исследователей, этот шаг объясняется тем, что существующая система уступает органам управления передовых военных держав по оперативности принятия решений, эффективности применения имеющихся ресурсов, обеспечению слаженности действий отдельных родов и видов войск в условиях современных военных действий.


По данным газеты South China Morning Post, главное политическое управление, главное управление тыла, главное управление вооружений будут расформированы, а их функции разделены между соответствующими отделами генерального штаба НОАК и министерства обороны. Помимо этого, минобороны подчинят военные вузы и НИИ. Таким образом, Центральный военный совет будет отвечать лишь за те ведомства, в компетенцию которых входит непосредственная организация обороны страны и обеспечение войск: генеральный штаб, командования ВВС и ВМС, а также штаб сухопутных войск, который ещё предстоит создать (ранее его функции выполнял генштаб).


Как пишут местные СМИ, в результате реформы планируется перейти к трёхзвенной системе управления – «Центральный военный совет – оперативное командование – подразделение» и тем самым ускорить процесс принятия решений, адаптировать этот процесс к скоротечным и высокоинтенсивным «боевым действиям новой информационной эры». «Эта реформа направлена на модернизацию, следует тем тенденциям, которые задали США и Россия. Кроме того, мы изучили опыт Израиля в организации тылового обеспечения, а также интеграции военных и гражданских ресурсов», – отметил профессор университета национальной обороны НОАК Гун Фанбинь.


Стоит заметить, что в «Белой книге по обороне», опубликованной в мае 2015 года, китайские военные эксперты подчёркивают важность морской составляющей в обеспечении безопасности страны. Наиболее вероятным вооружённым противостоянием, в которое может быть вовлечён Китай, является конфликт на море. ВМС должны постепенно перейти от решения задач «по защите прибрежных вод» к «обороне в открытом море». Эти шаги позволят китайскому флоту стать действительно океанским.Роман Баландин



НОАК / 797 / Writer / Теги: армия / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: