04.04.2021
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КНР: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМЫ

В данной статье рассматривается проблема борьбы с коррупцией с точки зрения теории и практики организации и правомочий антикоррупционных институтов КНР, среди которых ведущее положение занимают специализированные органы правящей Коммунистической партии Китая. Опыт иностранного государства в этом аспекте автором считается полезным и поучительным.


На сегодня антикоррупционная институциональная система КНР представляет собой следующее:


1. Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) Коммунистической партии Китая (КПК) и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах. Прежде всего, антикоррупционное расследование ведет специализированный партийный контрольно-надзорный и следственный орган: Центральная комиссия по проверке дисциплины (ЦКПД) КПК и комиссии по проверке дисциплины (КПД) КПК на местах (согласно Уставу КПК).


Устав КПК определяет полномочия комиссии скорее, как этические, чем правоохранительные. [1] Однако «Постановление КПК о порядке проверок» 1994 года содержит правила расследования комиссиями КПК по проверке дисциплины («шуангуй» или «двойное указание», т.к. комиссия указывает две вещи: время и место). Хотя сведения, собранные КПД, не могут быть приняты в качестве допустимых доказательств, но правоохранительные органы имеют доступ к ним, что может обеспечить ориентиры для официального расследования. [2]


Согласно новым правилам ЦКПД КПК получила возможность проводить проверки высшего руководство Партии, государства и госсектора в экономике и финансах. До этого сфера деятельность Центральной комиссии сосредотачивалась на уровне провинций, районов и волостей. [3] Из принятого в ноябре 2013 г. на Третьем пленуме ЦК КПК программного Постановления ЦК КПК «О некоторых важных вопросах всестороннего углубления реформ» стало известно о том, что запланирована реформа системы контроля партийной дисциплины: предполагается усиление власти вышестоящих КПД над нижестоящими. В настоящее время реформа тестируется в отдельных местах. [4]


Из опубликованного «Пятилетнего плана по борьбе с коррупцией на 2013-2017» мы также узнаём о том, что планируется внести изменения в «Постановление о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины КПК» в целях его подробной детализации и соблюдения прав человека. [5]


В случае успешного итога реформ в контрольно-надзорной системе КПК на основе их подчинения закону не только КПК, но и КНР, возможна трансформация ЦКПД - КПД КПК в «четвертую», контрольную ветвь власти, характерную для восточноазиатских (конфуцианских) государств.


2. Антикоррупционное бюро (управление) Верховной народной прокуратуры КНР. Успешный опыт борьбы с коррупцией в Гонконге использовался при создании в 1995 году в Верховной народной прокуратуре Антикоррупционного бюро (АКБ), которое «возбуждает и проводит предварительное следствие по делам о преступлениях, связанных с коррупцией и взяточничеством, по делам о должностных преступлениях государственных служащих», [6] в отличие от остальных дел, по которым предварительное следствие осуществляется органами общественной безопасности. [7] Но Антикоррупционное бюро не вправе самостоятельно возбудить уголовное дело в отношении члена КПК за совершение коррупционных преступлений без одобрения ЦКПД или КПД КПК. В остальном, уголовный процесс носит стандартный характер: АКБ проводит предварительное следствие, после чего передаёт дело в другой отдел народной прокуратуры, который предъявляет обвинения и подаёт уголовный иск в суд. [8]


3. Суды КНР. Специфика судебной системы по рассмотрению дел о коррупции в КНР отображается прежде всего в проблеме назначении подсудности судом более высокой инстанции. [9] или принцип «территориально удалённой подсудности». [10] Это объясняется достижением независимости и объективности правосудия.


Однако проблема независимости судебных органов, их подчинения только закону, а не политической целесообразности, а также высокого знания законов является ещё более актуальной. Эту проблему сейчас пытаются решить на самом высоком уровне: 31 марта 2015 года Канцелярия ЦК КПК и Госсовета КНР совместно опубликовали "Положения о протоколировании, донесении и привлечении к ответственности руководящих кадров за вмешательство в судебную деятельность и в рассмотрение конкретных судебных дел». [11]


Корни данной политики исходят из коммюнике 4 Пленума ЦК КПК 18-го созыва, где были установлены верховные принципы китайского судопроизводства: независимость, беспристрастность, справедливость, а также усиление статуса юстиции, пожизненная ответственность за вынесенные приговоры, плюс открытость, удобство и эффективность, развитие системы народных заседателей и народных контроллеров. [12] Но вместе с тем «Пленум отметил, что при всестороннем продвижении практики управления государством на основе закона необходимо <…> сосредоточивать все силы на создании преданного партии, стране, народу и закону социалистического правового отряда».


[13] Исходя из всего вышесказанного, мы можем смело утверждать, что присутствует серьезная и продуманная попытка авторитарного коммунистического режима КНР трансформировать свои антикоррупционные институты в централизованную и эффективную систему для реального сдерживания уровня коррупции до приемлемого для общественно-политической стабильности.


Данный процесс продолжает происходить на наших глазах и заслуживает внимательного мониторинга всеми специалистами.


Жилкибаев Санат Нурболович – студент Оренбургского института, (филиал Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА))


Научный руководитель – Х. П. Никифорова, к.ю.н., доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики ОГУ.


Грядущим поколениям завещаем: творить добро в защиту права: материалы II Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Оренбург, Оренбургский государственный университет, 16-18 марта 2016 года / отв. ред. Е.В. Ерохина. ООО ИПК «Университет», 2016. – 770 с.


Библиографический список


1. Статья 44 Устава КПК. Полный текст, принятый 18-м Всекитайским съездом КПК 14 ноября 2012 г. // ИА Синьхуа. 18.11.2018. URL:http://russian.news.cn/dossiers/2012-11/18/c_131982773.htm (дата обращения:09.09.2020.)


2. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 102. URL:http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2020.)


3. Чистка продолжается: контрольному органу Компартии разрешили браться за министров, судей и прокуроров. // Южный Китай. 14.08.2020. URL:http://south-insight.com/node/217319 (дата обращения: 19.08.2020.)


4. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в Китае: Конвенция ООН против коррупции и «особая китайская модель». // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. 2015. № 2. С. 84-85.


5. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014.С. 102. URL:http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2020.)


6. Статья 18 УПК КНР 1979 г. в редакции от 1996г. URL:http://chinalawinfo.ru/procedural_law/law_criminal_procedure/law_criminal_procedure_p1_ch2 (дата обращения: 12.09.2020.)


7. Там же.


8. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 97. URL:http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2020.)


9. В Китае опубликован документ, направленный на пресечение вмешательства руководящих кадров в судебную деятельность. // ИА Синьхуа. 31.03.2020. URL:http://russian.news.cn/china/2015-03/31/c_134112442.htm (дата обращения: 13.08.2020.)


10. Смирнова Л. Н. Борьба с коррупцией в КНР: международный опыт и «особая китайская модель»: дисс. … канд. полит. наук. М., 2014. С. 97. URL:http://polit.msu.ru/pub/DISS_accept/Smirnova_DISS.pdf (дата обращения: 04.09.2020.)


11. В Китае опубликован документ, направленный на пресечение вмешательства руководящих кадров в судебную деятельность. // ИА Синьхуа. 31.03.2020. URL:http://russian.news.cn/china/2015-03/31/c_134112442.htm (дата обращения: 13.08.2020.)


12. Коммюнике 4 Пленума ЦК КПК 18-го созыва. 23 октября 2014 года. // Бюро переводов при ЦК КПК. С. 6-7. URL: http://book.theorychina.org/upload/221e10ac-1c1a-4d99-96dc-cc1beaacc5bb/ (дата обращения 29.01.2021.)


13. Там же. С. 8.



Политика / 1568 / Writer / Теги: политика, кпк, общество / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
Похожие новости: