19.03.2017
Канонерки Рэндела на службе Китайской Империи (1-я часть)

В 1867 г. в английском городе Ньюкасл на реке Тайн было спущено на воду крошечное, но очень необычное военное судно. На фоне всемирного увлечения строительством броненосных гигантов инженер Джордж Рэндел задался целью создать корабль береговой обороны, сочетающий малые размеры с сильным вооружением.


Джордж Рэндел (1833-1902)


Такая концепция получила остроумное название «плавучего орудийного станка». Действительно, при водоизмещении всего в 200 тонн и длине, едва превышающей 20 метров, канонерка «Стонч» («Стойкий») несла огромное 9-дюймовое орудие Армстронга, установленное в носовой части. Оригинальная идея проекта дополнялась внушительным списком технических новинок. Орудие находилось в подпалубном пространстве и приводилось в боевое положение при помощи гидравлического подъемника. Движение корабля обеспечивалось исключительно машинами – на палубе «Стонча» не было ни одной мачты. При скорости 9 уз канонерка отличалась хорошей маневренностью: на полный разворот ей требовалось менее трех минут.


Особого внимания заслуживала история создания корабля. «Стонч» стал детищем делового тандема пушечного короля Уильяма Армстронга и судостроителя Чарльза Митчелла. Предвосхитив появление военно-промышленных комплексов ХХ века, партнеры профинансировали перспективный проект Рэндела с целью продать готовое судно правительству Великобритании. Затея увенчалась полным успехом, и в скором времени Королевский флот пополнился 39 «плавучими орудийными станками». Не останавливаясь на достигнутом, Армстронг занялся поиском иностранных заказчиков.


Канонерская лодка «Стонч» (1867 г.) – первый представитель многочисленного семейства «рэнделовских» канонерок


Одной из первых стран, проявивших интерес к канонеркам конструкции Дж. Рэндела, стал далекий Китай. Династия Цин, правившая Поднебесной с 1644 г., переживала в середине XIX в. тяжелые времена. Многолетняя борьба с повстанцами-тайпинами разорила самые густонаселенные центральные районы Китая и истощила ресурсы государства. Внутренние неурядицы сопровождались чередой военных столкновений с Англией и Францией. Архаично организованные китайские войска с их допотопным оружием потерпели сокрушительное поражение от вооруженных сил Запада. Что касается флота империи Цин, то его парусные джонки не могли справиться даже с китайскими пиратами, не говоря уже о паровых судах европейцев. Хотя внешнюю угрозу и удалось на время ослабить ценой территориальных и торговых уступок, пекинский двор окончательно осознал необходимость создания современного флота. Решение такой масштабной задачи требовало средств, которых в оскудевшей имперской казне не было. К тому же, в Китае того времени отсутствовал орган, ведавший морскими делами в общегосударственном масштабе. В результате дело оказалось фактически отдано на откуп наместникам самых богатых регионов страны. К таковым относились южнокитайские провинции Гуандун и Гуанси (сокращенно Лянгуан), земли бассейна реки Янцзы (т.н. Наньян, или Юг), а также прилегающие к столице регионы Чжили и Шаньдун (т.н. Бэйян, или Север). Их правители обладали такой полнотой власти, что заслужили среди европейцев прозвище «вице-королей».


Никто из этих сановников не имел прямого отношения к морю, однако следует отметить, что им удалось достичь серьезных результатов в военно-морском строительстве. В 1860 г. в Англии были заказаны первые 7 парусно-паровых корветов, а уже в 1884г. под флагом Цинской империи ходило свыше 50 единиц разных классов, более половины из которых было построено на собственных верфях. Главным центром военного судостроения в Китая быстро стал арсенал в городе Фучжоу – столице провинции Фуцзянь. Основанное отставным офицером французского флота П. Жикелем в 1866 г., это предприятие располагало современным западным оборудованием и профессиональными кадрами корабелов. На верфи трудилось более полусотни европейских специалистов, которые за 6 лет (1867-1873 гг.) не только построили 15 боевых кораблей, но и подготовили себе достойную смену из числа местных уроженцев. Командир русской канонерской лодки «Соболь» лейтенант Соколов, посетивший арсенал летом 1876 г., нашел там только шестерых иностранцев. В своем рапорте офицер отметил: «По собранным мною сведениям, китайцы настолько приготовлены в техническом отношении, что могут работать без указания европейцев решительно все, что только делалось раньше в арсенале». Примерно в то же время в окрестностях Шанхая был учрежден Цзяннаньский арсенал, призванный выполнять те же задачи и не уступавший Фучжоускому по своим возможностям.


Лица, причастные к китайскому флоту той эпохи, в большинстве своем сознавали значение крупнотоннажных броненосных судов. Тем не менее, недостаток средств заставлял их ограничивать свои амбиции строительством канонерских лодок. Небольшие мелкосидящие артиллерийские суда должны были играть двоякую роль: в мирное время охранять внутренние морские пути и судоходные реки Китая от многочисленных пиратов, а в случае иностранного вторжения – защищать подходы к важнейшим портам страны. Поскольку «плавучие орудийные станки» Дж. Рэндела отвечали всем этим задачам, интерес к ним со стороны китайцев быстро перерос в страстное увлечение.


Первыми китайскими судами, воплотившими конструктивные идеи Рэндела, стала небольшая серия из двух железных канонерских лодок – «Фушэн» («Счастливая победа») и «Цзяньшэн» («Воздвигающая победу») – водоизмещением 256 т, длиной 26,5 м, с маши- нами мощностью 180 л.с. Малая осадка (около 2 м) и невысокая скорость (8 уз) отвечали назначению судов: они должны были базироваться в Фучжоу, защищая акваторию реки Миньцзян и Фучжоуский арсенал. Обе канонерки были построены в 1875 г. в английском городе Биркенхэд, на заводе Джона Лэрда, инженеры которого полностью заимствовали технические решения «армстронговских канонерок». Каждая из лодок была вооружена 10-дюймовым орудием Армстронга на станках системы Вавассёра и двумя легкими пушками. «Фушэн» и «Цзяньшэн» была присуща одна особенность, в дальнейшем характерная для всех судов этого типа: их тяжелые орудия могли наводиться только по вертикали. Для горизонтальной наводки необходимо было маневрировать самим судном.


Совершив удачный переход из Англии, «Фушэн» и «Цзяньшэн» прибыли к месту службы и уже 17 марта 1876 г. провели первые учебные стрельбы. Забегая вперед, отметим, что именно этим лодкам довелось первыми принять боевое крещение.


Тем временем Армстронг и Митчелл сумели-таки обзавестись китайским заказчиком в лице Ли Хунчжана (1823- 1901) – наместника провинции Чжили и фактического хозяина Северного Китая. В истории он известен, главным образом, своим активным участием в маньчжурских авантюрах русского правительства, завершившихся «арендой» Квантуна, строительством КВЖД и войной 1904-1905 гг.


Слева: Ли Хунчжан – создатель Бэйянского флота;
Справа: Дункан Кэмпбелл–представитель китайского таможенного ведомства в Лондоне и агент Ли Хунчжана по военным заказам


Между тем, еще за четверть века до этого Ли Хунчжан успел сыграть выдающуюся роль в создании современного китайского флота. Интересно, что еще в начале 1870-х гг. этот сановник считал флот вспомогательным средством. Аппетиты Японии, проявлявшей все более пристальный интерес к заморским владениям Поднебесной – островам Рюкю и Тайваню, – заставили Ли Хунчжана изменить мнение. Находившаяся на его попечении Бэйянская (Северная) эскадра требовала значительного усиления, которое Ли намеревался провести, заказав за границей 6 крейсеров. Средства на амбициозный проект наместник предлагал изъять из бюджета западных провинций страны, а также сэкономить, переведя часть сухопутных войск на самообеспечение. К началу 1875 г. стало ясно, что денег не хватает и начинать придется с малых судов. Именно в этот момент англичанин Роберт Харт, занимавший пост главного управляющего таможнями Китая, предложил правительству услуги фирмы Армстронга. При этом Харт опирался на данные исследования, загодя проведенного его представителем в Лондоне Джеймсом Дунканом. Выступив с докладом в Цзунлиямэне (Кабинете министров), Харт отправился в ставку Ли Хунчжана, находившуюся в Тяньцзине. Выступая фактически в роли агента фирмы Армстронга, таможенник представил «вице-королю» следующие варианты проектного задания будущих бэйянских канонерок:


1) водоизмещением 1300 т, с одним 16-дюймовым орудием;


2) водоизмещением 440 т, с одним 12,5-дюймовым орудием;


3) водоизмещением 320 т, с одним 11-дюймовым орудием;


4) водоизмещением 260 т, с одним 9-дюймовым орудием.


Подумав, Ли Хунчжан остановил свой выбор на втором и третьем вариантах, решив заказать по два судна каждого типа. В апреле 1875 г. Ли и Харт разработали условия заключения сделки с Армстронгом. Помимо четко обозначенных требований к типу, конструкции и качеству судов, проект договора содержал положение, согласно которого английские перегонные экипажи, доставившие суда в Китай, должны были немедленно покинуть страну. Стоимость судна с 11-дюймовым орудием была определена в 23 000 фунтов стерлингов, с 12,5-дюймовым – в 33 400 фунтов. В китайских денежных единицах эти цифры составили, соответственно, 76 659 и 111 322 серебряных лян. Перегон судов оценили в 65 940 лян. Таким образом, общая сумма расходов составила 450 тысяч лян. Согласно требованию Армстронга, предоплата составляла треть этой суммы, еще треть следовало заплатить по завершении строительства, а остаток – после приемки судов заказчиком. Покрытие расходов предстояло произвести из средств 5 морских таможен: 130 тыс. лян дала Шанхайская таможня, по 40 тыс. взяли у таможен Ханькоу, Цзюцзяна и Нинбо, а остаток – у Гуандунской таможни.


22 июля 1875 г. Р. Харт телеграфировал Д. Кэмпбеллу о положительном разрешении вопроса, а 30 июля Кэмпбелл получил доверенность, уполномочивающую его заключить сделку с Армстронгом. Вскоре последовало подписание контракта, по условиям которого Армстронг и Митчелл обязывались построить две железные канонерки с 11-дюймовым вооружением за 8 месяцев, а две более крупные – в течение 13 месяцев. После закладки, с легкой руки Д. Дункана, будущие суда получили обозначения в виде букв греческого алфавита – «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта». Впоследствии это стало традицией, и несколько серий китайских канонерок вошли в историю, как «алфавитные». Проектировщиком всех судов этого типа был Дж. Рэндел.


Серия «Альфа»


«Альфа» и «Бета» представляли собой дальнейшее развитие идеи, заложенной в проект «Стонча». При наличии 11-дюймового вооружения их водоизмещение равнялось 340 т, длина составляла 35 м, ширина – 8,23 м, осадка – 2,29 м. Железные корпуса лодок имели водонепроницаемые переборки. Для повышения маневренности оконечностям судов была придана одинаковая форма. Две паровые машины просто- го расширения развивали суммарную мощность 235 л.с., что обеспечивало 10-узловую скорость. Пар вырабатывался двумя цилиндрическими котлами, а топливом служил уголь, нормальный запас которого составлял 40 т, а полный – 50 т. С учетом длительного океанского перехода, предстоявшего кораблям, было решено добавить парусное вооружение по типу гафельной шхуны. При этом фок-мачта оказывалась там, где надлежало стоять орудию. Для устранения такого противоречия ее сделали трехногой.


Калибр 26,5-тонных дульнозарядных пушек «Альфы» и «Беты» равнялся 279,4 мм, длина ствола – 4318 мм (при- мерно 13 калибров), а длина зарядной каморы – 660 мм. Ствол имел 9 винтовых нарезов. Орудия стреляли снарядами трех типов – бронебойными (249 кг), фугасными (249 кг) и шрапнельными (242 кг). Вес порохового полузаряда составлял 38,5 кг. С дистанции 274 м снаряд орудия пробивал железную плиту толщиной 326 мм. Помимо орудия главного калибра, на канонерках имелось по одному кормовому казнозарядному 3-фунтовому орудию Армстронга и по одной 10-ствольной картечнице, или митральезе Гатлинга калибром 0,45 дюйма (11,43 мм). Орудие главного калибра снабдили легкобронированным бруствером (0,5 дюйма), защищавшим его прислугу с трех сторон. Прочие пушки получили легкие щиты.


Обе канонерские лодки были зало- жены на верфи Ч. Митчелла в Лоу - Уокере на реке Тайн 21 сентября 1875 г. Строительство судов протекало без осложнений. Котлы и механизмы были изготовлены фирмой Дж. Томпсона, а артиллерия поступала с заводов Армстронга. «Альфа» сошла на воду 23 февраля 1876 г., а «Бета» несколько позже – 13 апреля того же года. 5 июня 1876 г. Д. Кэмпбелл в сопровождении ведущих корабелов британского Адмиралтейства осматривал лодки и остался доволен. Во время заводских испытаний 8 июня 1876 г., в соответствии с правилами британского Адмиралтейства, главные орудия «Альфы» и «Бета» произвели по 4 выстрела учебными и боевыми снарядами. На ходовых испытаниях лодки показали скорость в 9 узлов, после чего представитель заказчика подтвердил их приемку. 14 июня на заводе Митчелла царило особое оживление: лодки осматривали военные моряки Италии, Дании и других европейских держав.


Ли Хунчжан категорически требовал, чтобы суда отправлялись к месту постоянного базирования по мере готовности. Поэтому «Альфа» и «Бета» отплыли к берегам Китая уже 24 июня 1876 г. Ввиду малого водоизмещения и дальности предстоящего плавания, лодки застраховали на сумму 30 000 ф.ст. Кроме того, снаряды главного калибра были отправлены отдельно, на борту коммерческого парохода. Вопреки всем опасениям, 20 ноября канонерки благополучно достигли Тяньцзиня. В ходе плавания английским перегонным экипажам пришлось жить буквально на палубе: каюта на канонерках имелась только в распоряжении командира. 27 ноября 1876 г. Ли Хунчжан, в сопровождении Р. Харта, лично посетил новые суда и присвоил им новые названия. «Альфа» превратилась в «Лунсян» («Взлет дракона»), а «Бета» – в «Хувэй» («Мощь тигра»). Командирами судов были назначены Чжан Чэн и Цю Баожэнь. Во время визита произошел неприятный инцидент: ружье стоявшего в карауле английского матроса случайно выстрелило и пуля лишь чудом не задела Ли Хунчжана.


В виду опасности, угрожавшей Тайваню со стороны японцев, канонерки вскоре были временно переброшены в Фуцзянь, где стали базироваться в Фучжоуском адмиралтействе. После этого их английские экипажи были отправлены на родину.


Автор: Дмитрий Киселев


Продолжение следует..

Редакция портала China-INC.ru, 19.03.2017 г.
История / 278 / Wang / Теги: история, ВМФ / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости: