27.02.2017
СТАДИИ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ПО КОРРУПЦИОННЫМ ДЕЛАМ В КНР. ПРИМЕР БО СИЛАЯ.

Скандальная отставка известного китайского политика Бо Силая оказала серьезное влияние на борьбу за власть накануне 18 съезда КПК и смены поколения китайских руководителей. Его биография ярко отобразила сущность политики Китая, но мы хотели представить выделившиеся в деле Бо особенности расследования коррупционных дел в КНР. Примечательно, что по заявлению газеты «Фачжи жибао» (“Legal Daily”), рассмотрение дела Бо Силая действительно «выявило много значимых правовых моментов».


15 марта 2012 года карьерная звезда Бо Силая погасла: ИА "Синьхуа" передало сообщение о его смещении с должности главы партийной организации Чунцина. Внезапное объявление было сделано после закрытия ежегодной весенней сессии ВСНП.


В апреле 2012 года ЦК КПК принял решение приостановить членство Бо Силая в Политбюро ЦК КПК и ЦК КПК в связи с подозрениями в серьезных нарушениях дисциплины, а также поручил ЦКПД КПК завести дело по этому факту. Распространено мнение, что в это время Бо Силай был подвергнут так называемой процедуре внутрипартийного расследования «шуангуй» («двойное указание» или «двойной регламент», т.к. комиссия указывает две вещи: время и место) предусмотренной «Постановлением о порядке проверок комиссиями по проверке дисциплины Коммунистической партии Китая»: в случае наличия коррупционных подозрений ЦКПД КПК или местные КПД наделены полномочиями «требовать от соответствующих лиц явиться в указанное место в указанное время и объяснить все обстоятельства дела».


Хотя сведения, собранные КПД, не могут быть приняты в суде в качестве допустимых доказательств, правоохранительные органы имеют доступ к этой информации, что может дать ориентиры для официального расследования. После завершения партийного расследования, в случае наличия оснований для уголовного преследования, КПД передает дело в Антикоррупционное бюро (АКБ) или управление (АКУ) Верховной Народной Прокуратуры КНР.


Но самой прокуратуре трудно самостоятельно инициировать официальное расследование в отношении подозреваемого – члена КПК, даже если считается, что имело место нарушение закона. В остальном, уголовный процесс в делах о коррупции носит стандартный характер: АКБ проводит предварительное следствие, после чего передаёт дело в другой отдел народной прокуратуры, который предъявляет обвинения и подаёт от имени государства уголовный иск в суд.


Только 28 сентября 2012 года по решению Политбюро ЦК КПК Бо Силай был исключен из рядов КПК и уволен с государственной службы, его дело было передано в прокуратуру и суд. Данное решение было подтверждено на специально созванном 7-м пленуме ЦК КПК 4 ноября 2012 года. После этого в ноябре 2012 года был проведен 18 Съезд КПК, предварительно отложенный из-за дела Бо Силая, который избрал «5 поколение китайских руководителей» во главе с Си Цзиньпинем.


25 июля 2013 года, после избрания Си Цзиньпина Председателем КНР и Председателем ЦВС КНР, Народная прокуратура города Цзинань (провинция Шаньдун) передала в Народный суд средней ступени Цзинаня обвинения, выдвинутые против Бо Силая, обвинявшегося в получении взяток, коррупции и злоупотреблении служебным положением (стандартный комплекс преступлений для китайского коррупционера).


Тут отобразилась проблема подследственности уголовных дел о коррупции: назначение подсудности судом более высокой инстанции (статья 26 УПК КНР) и «территориально удалённая подсудность». Единых критериев изменения подсудности, нет, а решение об этом принимается ситуационно. Так судебное рассмотрение в первой инстанции проходило в суде средней инстанции города Цзинань, однако Бо Силая судили за деяния, совершённые им в других местах. КПК объяснила необходимость этой практики целью достижения независимости и объективности правосудия.


Признаками гласности и открытости судебного процесса стали трансляция судебных слушаний первой инстанции в режиме реального времени, которая проводилась в китайской судебной практике впервые. Были официально опубликованы полные тексты судебных решений первой и апелляционной инстанций. Однако манифестанты и в Цзинани, и в Чунцине отмечали политически ограниченную гласность и открытость суда для общества. В итоге, они были разогнаны полицией.


Бо Силай абсолютно ни в чем не сознавался, за исключением того, что «распустил подчиненных и близких», не скрывал своего отношения к суду своей ироничной улыбкой, которую наблюдали участники и зрители процесса, яростно защищался во время допросов со стороны обвинения и суда, активно задавал вопросы свидетелям, представлявшим сторону обвинения.


Особенности судебного расследования дела отражается в проблеме доказательств и доказывания. В деле Бо Силая лично явились в суд первой инстанции для дачи показаний всего 3 свидетеля из более 90, проходивших по делу. Причём, все они были свидетелями обвинения. В деле Бо показания отсутствующих свидетелей, зафиксированные правоохранительными органами, были признаны допустимыми и приняты судом, а ссылки на них содержатся в судебном решении.


Хотя ряд статей УПК КНР указывают на возможность вызова свидетелей в суд для личной дачи показаний, закон чётко предусматривает, что показания отсутствующих свидетелей следует читать в суде.


В случае, если показания были зафиксированы только адвокатом, то для их принятия в качестве допустимых доказательств уже требуется обязательная личная явка в суд. Как итог, в большинстве случаев судебные слушания проходят без перекрестного допроса свидетелей, что нормативно закреплено.


22 сентября Народный суд второй ступени г. Цзинань огласил приговор по делу Бо Силая. Он был приговорен к пожизненному заключению с пожизненным лишением политических прав. Но Бо захотел и смог использовать свое право на апелляцию (неслыханное последствие приговора по таким делам): Народный суд высшей ступени провинции Шаньдун 8 октября 2013 года принял апелляцию (кассационную жалобу). Однако 25 октября 2013 года суд принял решение оставить в силе приговор.


Исходя из вышесказанного, можно сказать, что особенности предварительного следствия и судебного рассмотрения уголовных дел по коррупции в КНР обуславливаются в большей степени политикой и идеологией, правящей КПК, что в конечном счете ущемляет права и законные интересы человека и, по нашему мнению, не способствует вынесению полностью законного, обоснованного и справедливого решения по делу. Наиболее ярким примером воплощения этих особенностей и является, на наш взгляд, пример уголовного дела по коррупции Бо Силая.


Жилкибаев С.Н. Стадии и особенности уголовного процесса по коррупционным делам в КНР. Пример Бо Силая. // «85-ЛЕТ СВЕРШЕНИЙ И ПОБЕД»: сборник научных трудов по материалам I Международного Фестиваля науки, приуроченного к 85-летию образования Саратовской государственной юридической академии, Саратов, 18-20 апреля 2016г. / [под ред. Е.В. Вавилина, А.А. Волоса, А.М. Тимурзиева]; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – Саратов: Изд-во ООО «Научная книга», 2016. С. 525-528.


Редакция портала China-INC.ru, 27.02.2017 г.
Общество / 291 / Writer / Теги: кпк, общество, политика / Рейтинг: 0 / 0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие новости: